Когда ректоры опережают полицию

Лоялисты предлагают ужесточить наказание для участников акций, но такие инициативы в прошлом проваливались

Акции протеста вызвали ожидаемый отклик лоялистов, готовых в инициативном порядке преследовать участников не согласованных с властями акций и предлагающих свои рецепты ужесточения наказания для митингующих. Такие заявления – не редкость, это попытки страхом удержать дома потенциальных протестующих.

Накануне акции 3 августа депутат-единоросс Михаил Старшинов предложил продлить сроки задержания участников несанкционированных акций с нынешних 3 до 72 часов, а штраф для граждан за первое нарушение повысить «с нынешних 10 000–20 000 до 1 млн руб., чтобы люди задумывались о последствиях нарушения закона» (цитата по ТАСС). Но тогда административный штраф будет больше штрафов за многие уголовные преступления, что станет правовым нонсенсом.

Несколько ректоров напутствовали студентов. Ректор ГИТИСа Григорий Заславский посоветовал молодежи «не становиться марионетками», а ректоры РГГУ и МПГУ историки Александр Безбородов и Алексей Лубков пригрозили смутьянам отчислением. Безбородов сказал РАПСИ, что «вуз обязан реагировать... Особенно если студентом было совершено административное – и тем более уголовное – нарушение». Лубков сообщил ТАСС, что участие в несанкционированной акции «может отразиться» на судьбе студента, а «грубое правонарушение» чревато отчислением.

Депутат, очевидно, хочет, чтобы его заметили наверху. С ректорами сложнее. После массовых задержаний старшеклассников на акции «Он вам не Димон!» в марте 2017 г. в некоторых школах педагоги и директора требовали от учеников не участвовать в митингах и угрожали исключением. Однако волна быстро схлынула: на видео аргументы взрослых были убедительными, отчисление из школы не по причине неуспеваемости запрещено законом. Исключение студента – тоже дело непростое, но при желании и задержание на митинге, вероятно, можно назвать нарушением университетского устава.

Однако слышать угрозы студентам от ректоров-историков крайне странно: получается, они не помнят традиций русской профессуры, до революции протестовавшей против преследований студентов по политическим мотивам. Подобные опыты на рубеже XIX–XX вв. оказались неудачными. Летом 1899 г. были приняты «Временные правила» об отбывании воинской повинности студентами, отчисленными за участие в протестах. Вскоре в армию отправили более 200 студентов. А в феврале 1901 г. инициатора введения «Правил», министра народного просвещения Николая Боголепова застрелил студент Петр Карпович (его осудили на 20 лет каторги, но в 1907 г. он бежал), а правила отменили из-за протестов летом 1901 г. Добавим, что Безбородов читает студентам курс по истории диссидентского движения в СССР.