Игра на ненависти

Абсурдные обвинения фигурантам дела о массовых беспорядках и новости о письмах ненависти повышают градус противостояния силовиков и общества

Стремительно набирающее обороты уголовное дело о массовых беспорядках по следам митингов за допуск оппозиции к выборам в Москве и сопровождающая его информационная кампания призваны, очевидно, морально оправдать непропорциональное применение силы правоохранителями при разгоне акций (больше 2300 задержанных за два дня). Но одновременно это работает и на манипулятивное повышение градуса негатива в отношении силовиков в обществе и, не исключено, провокации реального насилия на предстоящих акциях. Это крайне опасная игра, ответом граждан на которую может быть только подчеркнуто мирный, ненасильственный характер будущих митингов.

Число обвиняемых по делу о беспорядках растет на глазах: к вечеру понедельника было известно о 10 обвиняемых, из них девять уже арестованы, один в розыске. Первым назвал акцию за допуск оппозиции на выборы «массовыми беспорядками» мэр Сергей Собянин, поддержав действия правоохранителей на акции 27 июля, вскоре СКР возбудил дело по ст. 212 УК. Как следует из обнародованных в судах материалов, под «массовые беспорядки» (которые в УК описаны как действия с применением насилия, оружия, взрывчатки, уничтожение имущества, а также вооруженное сопротивление представителю власти) подпадают, в частности, упавший рядом с полицейским оцеплением бумажный стаканчик и касание обмундирования бойца ОМОНа. Уровень драматизации и криминализации таких действий очевидно превосходит даже сюжеты болотного дела, в материалах которого фигурировали «скол зубной эмали» и метание лимонов, наряду, впрочем, с сорванными с омоновцев шлемами и перевернутыми кабинками биотуалетов.

Асимметрия в оценке действий и их последствиях для участников акций и правоохранителей впечатляет: на фоне уголовного дела о брошенном стаканчике ничего не известно хотя бы о проверке действий сотрудников Росгвардии, сломавших при задержании ногу дизайнеру Константину Коновалову, совершавшему пробежку утром накануне акции 27 июня. Нет и сообщений о розыске авторов анонимного письма, написанного якобы группой сотрудников правоохранительных органов, которое цитировали в новостях федеральных телеканалов, – они обещали ответить «кровью ваших детей» на рассуждения малоизвестного блогера о перспективах похищения детей силовиков, принимавших участие в разгонах акций (и эти рассуждения тоже были растиражированы в новостях). Здесь правоохранители сработали быстро: автору твита уже предъявлено обвинение в разжигании ненависти. Показательно, однако, что это единственный пример очевидно нездоровой реакции на силовой разгон митингов и возгонки ненависти и такая реакция не только не нашла поддержки в соцсетях, полных видео жестоких задержаний, но и была массово осуждена. Это свидетельствует о понимании многими опасности манипулятивного обострения конфликта «силовики – общество», но и призывы к безусловно мирному, как и раньше, характеру будущих акций должны сейчас звучать громче и чаще.