Медицину снова лечат

После 9 лет реформирования и оптимизации системы здравоохранения первичное звено снова нуждается в переменах

На девятом году оптимизации и перенастройки системы здравоохранения в России (при непосредственном участии Владимира Путина) президент сообщил, что первичное звено здравоохранения нужно реформировать, а заодно признать прошлые ошибки и копящиеся проблемы.

На совещании в Кремле на этой неделе Путин признал уже очевидное: в первичном звене «провал», реальная ситуация с зарплатами медиков, несмотря на данные статистики, «далека от идеала», врачей не хватает, полтысячи населенных пунктов остаются без первичной медпомощи. Министр здравоохранения Вероника Скворцова уточнила: каждое десятое здание, где оказывается первичная медпомощь, в аварийном состоянии и требует сноса или капремонта, замены требуют более 20 000 единиц техники (до 40%). По итогам совещания Путин поручил Скворцовой и социальному вице-премьеру Татьяне Голиковой подготовить программу модернизации первичного звена здравоохранения в целом, начав с повышения зарплат медикам.

Звучит обнадеживающе, но как быть с прежними победными реляциями? Именно оптимизация, начатая в 2010 г., привела в целом по стране к снижению доступности первичной медицинской помощи, закрывались поликлиники и медпункты; исполнение майских указов 2012 г. привело к перетоку профессионалов в частную медицину. Повышение зарплат медикам нередко делалось за счет манипуляций с отчетностью и переводом врачей на полставки – деньги на руки те же, а формально зарплата выросла в два раза. Теперь, как говорится, итс оффишиал.

Но этим проблемы российского здравоохранения не исчерпываются. Важнейшая тема, о которой медицинские чиновники пока даже не говорят, – это тарифы ОМС, которые не соответствуют реальным затратам клиник, это ключевой фактор в вопросе доступности медпомощи, считает бывший заведующий московской поликлиникой. Первичный прием терапевта в Москве, например, по утвержденным тарифам стоит 108 руб. – столько городской фонд медстрахования заплатит госполиклинике, в коммерческих клиниках такой прием стоит 2000–3500 руб., что соответствует приемлемому уровню окупаемости затрат. Из платы за прием нужно заплатить не только врачу, но и коммунальные услуги, аренду, отложить что-то на амортизацию медоборудования. Чтобы выполнить майский указ о зарплатах, главврачи создавали при госполиклиниках коммерческие отделения, из доходов которых повышали зарплаты медикам, – но доступность бесплатной медицины при этом сокращалась, ждать бесплатных приема или процедуры пациентам приходилось дольше. Анонсированное новое повышение зарплат, конечно, отчасти облегчит жизнь медиков, но полностью проблему недофинансирования бесплатной медицины не решит.