Хирургическое вмешательство в госполитику здравоохранения

Серийные увольнения врачей из-за низкой зарплаты демонстрируют нерешенность проблемы повышения уровня доходов медиков

Серийные увольнения врачей из городских и областных поликлиник и больниц из-за перегрузки и низких зарплат наглядно демонстрируют проблемы госполитики в области здравоохранения, опровергая статистические успехи в части роста благосостояния медиков в регионах.

В августе в Нижнем Тагиле заявления об увольнении написали врачи сразу двух больниц, подчиненных министерству здравоохранения Свердловской области. Сначала уволились хирурги Демидовской городской больницы, в результате плановое лечение в ней приостановилось, а пациентов распределили в горбольницы № 1 и № 4, где нагрузка на хирургов и так была высока (по словам завотделением хирургии, на каждого из них приходилось по 10 ночных дежурств ежемесячно плюс дневные смены). Вскоре заявления об увольнении написали все хирурги горбольницы № 1 – причина та же, что и у коллег: большая нагрузка и не соответствующая ей, по мнению медиков, оплата труда, правовая незащищенность. Возможно, проблема так и осталась бы на региональном уровне, а опустевшие хирургические отделения, не исключено, просто закрыли бы под видом оптимизации. Но после того, как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что цепочка массовых по местным масштабам увольнений врачей – это повод для «серьезной реакции» областных властей, минздрав Свердловской области направил в Нижний Тагил комиссию для выяснения всех деталей, после чего большинство хирургов забрали заявления. Об обстоятельствах, под влиянием которых медики изменили свое решение, ни чиновники от медицины, ни сами врачи рассказывать не стали.

Случаи в Нижнем Тагиле кажутся вопиющими лишь потому, что на демарш решились хирурги – специалисты, которые обществом воспринимаются как люди, не имеющие права на забастовку, поскольку часто имеют дело с экстренными, не терпящими отлагательства ситуациями. Правда, экстренную помощь увольнявшиеся хирурги оказывать не прекращали и работали в штатном режиме. Однако нижнетагильскими хирургами тихий протест российских медиков не ограничивается – массовые увольнения врачей разных специальностей происходят по всей России. В марте стало известно об увольнении сотрудников единственного в башкирском Салавате роддома, в июне – врачей детской областной больницы Великого Новгорода, в августе – травматологов ЦКБ Пятигорска. Увольняются анестезиологи, реаниматологи, неврологи, в Петрозаводске сотрудники станции скорой помощи планируют итальянскую забастовку.

Происходящее как будто не в компетенции Кремля. Оплата труда медперсонала городских и областных медучреждений – зона ответственности муниципальных и региональных властей, но обязанность выполнять майский указ президента 2012 г. и поддерживать зарплату врачей на уровне 200% от средней по региону тяжелым бременем ложится на местные бюджеты. Возможность зарабатывать на это платными медуслугами есть не у всех регионов, тогда в ход идут статистические уловки – сокращение штата и рост нагрузки на врачей. При этом в целом по стране, по данным министра здравоохранения Вероники Скворцовой, не хватает 25 000 врачей и 130 000 человек медперсонала: в пересчете на городские больницы вроде нижнетагильских это очень много.