Суеверная демократия

Потенциальное обвинение шамана в экстремизме кажется анекдотом, но это вполне логично для страны, где даже высокие чины всерьез относятся к оккультным практикам

Задержание и перспектива уголовного преследования называющего себя шаманом Александра Габышева, направлявшегося в Москву изгнать Владимира Путина, которого шаман называет демоном, – это следствие не только и не столько участия Габышева в протестных акциях, сколько серьезного отношения не последних представителей власти и спецслужб к суевериям и оккультным практикам.

В четверг попутчики Габышева сообщили, что вооруженные автоматами и дубинками силовики ворвались в палаточный лагерь на границе Бурятии и Иркутской области, где ночевал шаман, задержали его и увезли на полицейском автобусе в сторону Улан-Удэ. Днем МВД республики, не называя имени, сообщило: Габышева задержали по поручению следователя за совершение преступления на территории Якутии, его планируют доставить в Якутск. По данным источников информагентств и телеканала «Дождь», его могут обвинить в экстремизме.

Поход Габышева на Москву уже обернулся задержанием его попутчиков, что стало одной из причин волнений в Улан-Удэ, переросших затем в митинг с требованиями пересмотра результатов выборов мэра города и породивших ситуативный союз шаманистов с коммунистами.

Попытка изгнания бесов из Кремля в век смартфонов и суперкомпьютеров выглядит анекдотично, как и возможные обвинения Габышева в экстремизме: получается, оккультные ритуалы воспринимаются как реальная угроза государству. Однако это не должно удивлять. Многие наши соотечественники утратили уверенность в рациональных основах миропорядка и государственного устройства, недостаток научных объяснений замещается суевериями и конспирологией – в том числе в эфире федерального ТВ.

Но это лишь полбеды: подобные объяснения действительности и оккультные методики распространены среди высших чинов спецслужб, близких к руководству страны. Оккультизмом активно интересовались в 1920–1930-е гг. чекисты, затем сотрудники НКВД и нацистских спецслужб. В постсоветской России потусторонние практики продвигал ныне покойный бывший замначальника службы безопасности президента генерал Георгий Рогозин. Он утверждал в интервью «Комсомольской правде»: «Есть мощные методики, открывающие психотронику. Эта наука управляет мозгом <...> чтобы увидеть траекторию жизни человека, его взлеты и падения, достаточно знать, когда он родился». Генерал ФСО Борис Ратников заявил в декабре 2006 г. «Российской газете», что спецслужбы подключились к подсознанию госсекретаря Мадлен Олбрайт и обнаружили в нем «патологическую ненависть к славянам» и мечты о контроле над Россией. А секретарь Совбеза Николай Патрушев уже в 2015 г. воспроизвел это как «высказывание» Олбрайт, что России не принадлежат Сибирь и Дальний Восток. Можно только предполагать, какие угрозы смогли сканировать (читай – выдумать) в подсознании Габышева нынешние силовики.