Диверсификация фейков

Роскомнадзор хочет создать реестр сайтов с фейк-новостями – но сложно представить себе, что туда попадут лояльные власти ресурсы

Предложение Роскомнадзора создать реестр распространителей фейковых новостей – логичная в контексте государственной информполитики идея, но такой реестр и сам рискует стать фейком, если в него не будут попадать представители государства и госСМИ, которые сами периодически создают и распространяют недостоверные новости.

Роскомнадзор готов создать на своем сайте открытый список изданий, интернет-сообществ и конкретных пользователей, которые регулярно участвуют в распространении фейков, заявил, выступая в понедельник с докладом на форуме Союза журналистов России «Вся Россия», руководитель ведомства Александр Жаров. Такой список, по мнению Жарова, поможет предупредить распространение такой информации другими СМИ: те будут знать, что «имеют дело со лжецами» (цитата по «РИА Новости»). Идея создания реестра прозвучала на медиафоруме Общероссийского народного фронта. Предложение Роскомнадзора поддержали и члены думского комитета по информполитике.

По закону, подписанному Владимиром Путиным в марте 2019 г., фейковой новостью признается заведомо недостоверная общественно значимая информация, которая публикуется под видом достоверных сообщений и создает угрозу жизни или здоровью граждан либо может повлечь массовое нарушение общественного порядка. Решение принимает генпрокурор или его заместители, признанное фейком сообщение должно быть удалено. За полгода, по словам Жарова, Роскомнадзор получил 10 требований об удалении фейковых новостей на 47 интернет-страницах. Среди них, в частности, сообщения о конфликте местных жителей с цыганской общиной в Чемодановке, взрывах на заводе в Дзержинске и на военном полигоне в Ачинске, наводнении в Иркутской области.

Идея Роскомнадзора – это отклик в том числе на уже существующие общественные инициативы: такие подборки с разбором фейков и указанием источников, среди которых есть и государственные и окологосударственные СМИ, регулярно составляют, например, «Дождь» и The Insider. О том, что официальный представитель Кремля и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, бывает, «несет пургу» – попросту, надо понимать, привирает, – говорил Владимир Путин, да и самого президента регулярно ловят на том, что его слова потом не подтверждаются действиями чиновников или силовиков. Сложно себе представить, что в реестр Роскомнадзора попадут такие источники, ведь уличение в фейке (пусть и общественными помощниками прокуратуры) – это подозрение в совершении административного правонарушения.

О том, что закон о фейковых новостях может применяться произвольно и создает опасность наказания не только «лжецов», но и просто критиков власти, эксперты говорили еще на стадии его разработки (и с ними в апреле 2019 г. были согласны 64% опрошенных «Левада-центром»). Теперь та же избирательность, очевидно, проявит себя и в составлении реестров фейкньюс: отдельно по версии государства, отдельно по версии общества.