Почему время Thomas Cook ушло

Новые поколения путешественников все чаще делают выбор в пользу самостоятельно организованных путешествий

Туристическая отрасль скупа на долгие и яркие истории. Но британский туристический гигант Thomas Cook – исключение, культовый бренд, настоящая легенда.

Началось все еще в далеком 1841 году, когда баптистский священник и ярый борец с пьянством своих соотечественников-англичан Томас Кук организовал для членов созданного им общества трезвости поездку в соседний город по только что построенной железной дороге.

Поездка прошла удачно: Кук начал издавать журнал с рекламой таких «безалкогольных» путешествий, а позже организовал первое туристическое общество «Томас Кук и сын», которое не только продавало путевки по Англии, но и предлагало познакомиться с «иноземными культурами». Клиентами Кука в свое время были Марк Твен, Оскар Уайльд и Уинстон Черчилль. Именно Кук придумал и ввел в обращение тревел-чеки (деньги путешественников).

С годами Thomas Cook заматерел: обзавелся собственными гостиничными сетями – Casa Cook, Sunprime, Sunwing и др., авиакомпаниями Kondor и Thomas Cook Airlines, туроператорскими и принимающими туристов за рубежом компаниями. Количество клиентов составляло 19 млн человек в год в 16 странах мира. У компании была 21 000 сотрудников по всему миру, ежегодно ее услугами пользовалось более 22 млн человек.

В понедельник старейший в мире туристический холдинг почти с 180-летней историей объявил о ликвидации. Лондонская биржа прекратила торги ценными бумагами компании. Все поездки и рейсы туроператора отменены, все точки продаж путевок закрыты, сказано в его официальном заявлении. Всего за границей в тот момент находилось около 600 000 клиентов компании, из них 150 000 подданных королевства.

«Я хотел бы извиниться перед миллионами клиентов и тысячами сотрудников, поставщиков и партнеров, которые поддерживали нас на протяжении многих лет», – заявил гендиректор Thomas Cook Питер Фэнкхауер.

Судьбу компании предопределил целый ряд факторов: политические волнения в местах отдыха, отказ клиентов от бронирования отпусков из-за Brexit, жесткая конкуренция со стороны онлайн-турагентств и лоукостеров.

Какая славная, но грустная история, не так ли?

Мне сразу вспомнился 1991 год и распад СССР. Я прекрасно помню, как тогда рыдала у телевизора моя мама. На мой наивный вопрос школьницы, что, собственно, случилось, она ответила: «Ты не понимаешь, эпоха закончилась!» Потом, к счастью, слезы она вытерла, вздохнула и сказала, что, видимо, пришло ее, эпохи, время.

Со смертью Thomas Cook тоже ушла эпоха. Да простят меня дорогие туроператоры, но ни я, ни кто-либо из моих знакомых вашими услугами больше не пользуемся. И у меня, и у моих знакомых в смартфоне давно поселилось несколько удобных приложений, которые позволяют нам путешествовать самостоятельно: выгодно купить билет, забронировать гостиницу, а еще лучше квартиру, арендовать машину или заказать такси.

Мы больше не ориентируемся на рекомендации вашего агента, мы сами ищем отзывы, фотографии, читаем отчеты о путешествиях на сайтах и в соцсетях. По интернету сейчас можно оформить заграничный паспорт и визы в некоторые страны.

Мир изменился и будет меняться дальше! Конечно, поклонников пакетных пляжных туров – а это костяк империи Thomas Cook – еще много, но мне кажется, это ненадолго.

Идет смена поколений. Новые люди не хотят просто лежать на пляже, круглосуточно есть и злоупотреблять алкоголем. Они хотят увидеть мир – и не с лежака. Они хотят сами творить свое путешествие, делать свои открытия, получать свой опыт.

А вы знаете, что уже больше 80% поездок в самые любимые туристами города мира, например в Париж или Прагу, совершается путешественниками самостоятельно?

А Thomas Cook стал великой историей.

Покойся с миром, славный Thomas Cook. Просто пришло твое время.