Патриоты на позитиве

На фоне падения доверия к телевидению как источнику информации власть хочет повысить уровень позитива в интернете – но и тут шансы на успех призрачны

Очередная попытка государства скрасить гражданам картину будней – проект распространения хороших новостей отечественного производства в интернете – едва ли глобально улучшит информационный фон, зато позволит заработать «правильным» медиаресурсам.

В пятницу в Сочи на заседании наблюдательного совета АНО «Страна возможностей» директор РОЦИТа Сергей Гребенников посетовал на обилие отрицательных новостей и эмоций в интернете, сделав «страшный вывод» о нежелании пользователей соцсетей делиться радостными событиями, и сообщил о запуске конкурса позитивных новостей под названием #счастьеесть, который поможет людям рассказывать о положительных эмоциях и сделает страну счастливее. Идею подхватил и развил Владимир Путин. Он попенял журналистам на приоритетное освещение плохих новостей и отметил, что гранты для конкурса позитива – уже хорошая новость.

Попытки улучшить неприглядную картину повседневности или хотя бы разбавить ее хорошими новостями появляются в последние годы регулярно. В октябре 2017 г., незадолго до выборов президента, Русская служба Би-би-си сообщила о запуске проекта под условным названием «Жизнь налаживается»: администрация президента просила федеральные и региональные органы власти стимулировать появление новостей, подтверждающих утверждения первых лиц об улучшении жизни в России. Был ли он реализован, сложно сказать: программы и новости федеральных телеканалов, традиционных носителей и распространителей позитива, и так обычно полны оптимизма. Но вот уровень доверия к ним падает. Доверие к новостям «Первого канала», по данным ФОМа, снизилось с мая 2015 г. по август 2019 г. с 53 до 33%, «России 1» – с 46 до 31%, НТВ – с 22 до 17%. То ли картинка позитива слишком расходится с реальностью, то ли мешают какие-то «черные очки» мировосприятия, как это сформулировал гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров в 2019 г.

Попытка сменить обывателю стекла в очках без изменения пейзажа – на этот раз конкретно в соцсетях – выглядит дежурным конкурсом потемкинских деревень. Впрочем, рецепт накачки оптимизмом известен: он описан еще покойным писателем Фазилем Искандером в притче про награду за портрет потерявшего в сражении ногу невысокого короля: художник нарисовал монарха на коне и в профиль с «правильной» стороны. Желающие повторить найдутся. По случайному совпадению незадолго до объявления конкурса РОЦИТа, 1 октября, была создана медиагруппа «Патриот» (глава попечительского совета – бизнесмен Евгений Пригожин), назвавшая целью работы «максимальное распространение информации о происходящих в России событиях для создания благоприятного информационного пространства».