Почему решение ВТО по Airbus не поможет восстановлению честной конкуренции

Оно может лишь еще больше разжечь торговый конфликт

Сложно было найти менее подходящий момент для обнародования решения ВТО о том, что США могут ввести пошлины до 100% на европейские товары на $7,5 млрд в отместку за получение госсубсидий авиастроительной компанией Airbus. Крупнейшее по сумме разрешение на принятие контрмер в истории ВТО дано, когда перспективы крупнейшего же торгового конфликта нашего времени – между США и Китаем – остаются совершенно неопределенными, а Вашингтон грозит нанести удар и по Европе. Которая обещает не остаться в долгу. И все это в ситуации, когда мировая экономика балансирует на грани рецессии.

Некоторую абсурдность добавляет то, что решение вынесено по делу, тянущемуся 15 лет. При этом в начале 2020 г. ВТО, по-видимому, нивелирует нынешний вердикт объявлением о контрмерах, которые ЕС может применить по отношению к США, – ранее организация признала, что Boeing получал налоговые льготы и выгоду от исследований, проведенных государственными организациями.

Вашингтон быстро объявил товары, на которые с 18 октября введет 25%-ные пошлины (среди них вино, ликеры, виски, оливковое масло, сыры, кофе, деловые костюмы, свитера и др.), также под 10%-ные пошлины попадут поставки самолетов. У Белого дома уже был готов список на $21 млрд, ЕС также ранее представлял свой ответ в виде потенциальных пошлин на $20 млрд.

При этом до 13 ноября Дональд Трамп должен решить, принимать ли меры против автомобилей и запчастей из Европы; в секторе, где оборот трансатлантической торговли составляет около $100 млрд, может открыться новый фронт.

После решения ВТО Франция и Германия призвали США избежать полномасштабной торговой войны, но предупредили: если договориться не удастся, они в итоге ответят на пошлины Вашингтона. По данным на 4 октября, никакой подготовки к переговорам не велось, сообщила Financial Times.

Интересно и то, что решение ВТО, которое может усилить торговое противостояние по принципу «око за око», принято в отрасли, где поддержка государства практически неизбежна, а наказание воспользовавшейся ею компании не улучшит рыночные позиции ее конкурента. Смысл арбитража заключается в обеспечении честной конкуренции: если компании в одной стране получают помощь государства, они могут отвоевывать долю на мировом рынке у компаний, таких преференций от своего правительства не имеющих и в результате теряющих потенциальную выручку. В этом, кстати, одна из главных претензий западных стран к Китаю: поддержка Пекина помогает некоторым компаниям продвигаться на мировом рынке, не думая в должной мере о балансе доходов и расходов. Что ставит их в более выгодное положение по сравнению с действующими самостоятельно западными компаниями.

Решение же ВТО по двум ведущим авиапроизводителям из США и ЕС не поможет ни Boeing, ни Airbus укрепить рыночные позиции за счет восстановления рыночной справедливости и наказания нечестного конкурента. Во-первых, ЕС наверняка ответит на шаги США. «Если кто-то введет пошлины против нашей авиационной отрасли, мы сделаем то же самое», – заявил на прошлой неделе председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Во-вторых, у Airbus есть завод в США, где выпускается бестселлер A320 и модель A220; их можно продавать на американском рынке беспошлинно, даже если США введут 100%-ные импортные пошлины на самолеты Airbus, как настаивал Boeing. В-третьих, из-за своих особенностей авиаотрасль тесно связана с оборонной программой государств, используя в том числе и результаты исследований госструктур. У Boeing на госзаказы приходится 23% выручки, у Airbus – 17%.

И, наконец, несмотря ни на какую господдержку, дуополия Airbus – Boeing привела к жесточайшей конкуренции, которая позволила постоянно делать лайнеры более дешевыми, безопасными и эффективными.

Своим решением по Airbus ВТО вольно или невольно подбросила поленьев в костер торговой войны. Можно лишь надеяться, что в Вашингтоне и Брюсселе, видя абсурдность ситуации, решат эти поленья быстренько из огня вытащить. В Белом доме, правда, судя по многим предыдущим шагам в области торговли (да и не только), кайфуют, втягивая ноздрями абсурдистский дымок.