Эрдоган заключил перемирие с Трампом

И хочет закрепить его после встречи с Путиным

Как победу над курдскими «террористами» и поддерживающими их США подала подписанное вице-президентом США Майком Пенсом и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом соглашение о перемирии лояльная турецкому лидеру печать (а это большинство турецких газет). Вот эти заголовки: «Турция дала США 120 часов» (Aydınlık), «Большая победа. Турция получила все, что хотела» (Yeni Şafak), «Победили на поле боя и за столом переговоров» (Sabah). Редкие голоса оценивают перемирие иначе – например, оппозиционная Эрдогану старейшая газета кемалистского направления Cumhuriyet: «Давление заставило остановиться. США поставили на торг санкции, операция приостановилась, мечтания о зоне безопасности закончились».

Но, справедливости ради, именно решение Эрдогана вторгнуться в Сирию (он, правда, грозил им больше года) привело к самым драматичным изменениям в обстановке в этой многострадальной стране за последние три года. Значительная часть освобожденной курдами от ИГ (запрещено в России) при помощи США территории, видимо, отойдет официальным сирийским властям, которых поддерживает Россия.

Точнее, к такому решению Эрдогана подтолкнуло намерение президента США Дональда Трампа вывести войска (очередное – в первый раз он пытался сделать это еще в конце прошлого года). Воевать с США или рвать с НАТО в планы Эрдогана, естественно, не входит. Амбициозный турецкий лидер воспользовался плодами политики не менее экстравагантного и амбициозного американского президента. Понятно, что без американской поддержки курдские «отряды народной самообороны» (YPG), которые Турция считает продолжением признанной в этой стране террористической Рабочей партии Курдистана (РПК), недолго продержатся против турецкой армии, а сама война будет стоить Турции не очень дорого. «На земле» за Турцию в основном воюют отряды исламистской сирийской оппозиции, созданные на базе Сирийской свободной армии, которую, кстати, против правительства Башара Асада когда-то поддерживали и США. А подготовленные американскими силами специальных операций отряды YPG, эмблемой которых является красная звезда, действительно идейно ориентируются на заключенного в турецкую тюрьму лидера РПК Абдуллу Оджалана, чьи маоистско-анархические воззрения весьма далеки от американской идеологии. Помочь найти решение о контроле за оставляемой американцами территорией должна встреча Эрдогана с российским президентом Владимиром Путиным 22 октября.

При всей неповторимости своего стиля Эрдоган пытается решить проблему, которой скоро уже век. Курдские восстания против турецких властей начались еще в 20-е гг. прошлого века, а нынешние сирийские курды – потомки изгнанных тогда повстанцев. И сначала умеренный исламист Эрдоган пытался решить эту застарелую проблему мирным путем, договорился с РПК о перемирии и даже разрешил курдский язык, существование которого отрицалось его светскими предшественниками. Но затем стремление Эрдогана свергнуть режим Асада, который давно отказался от использования курдов против Турции, запустило цепочку событий, которые привели к восстанию РПК в 2015 г. и в конце концов к нынешней ситуации.