Гильотина для проверяющих

Идея Антона Силуанова сократить число надзорных органов необязательно поможет бизнесу, но может вызвать административный дисбаланс

Предложение первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова отправить под нож регуляторной гильотины не только устаревшие, избыточные или бессмысленные нормы, но и часть контрольно-надзорных органов укладывается в логику политики повышения качества и эффективности их работы и заодно сокращения численности их сотрудников. Однако концентрация полномочий имеет и обратную сторону: укрупнение надзоров, появление своего рода мегарегулятора в этой сфере может не упростить, а усложнить жизнь бизнеса за счет усиления административного веса нового надзорного органа.

«Очень много надзорных органов, – посетовал Силуанов 28 ноября на заседании правительства, где обсуждались законопроекты о реформе контрольно-надзорной деятельности, получившей название регуляторной гильотины. – Вообще, количество надзоров, мне кажется, можно было бы посмотреть». Премьер Дмитрий Медведев в целом поддержал идею Силуанова, предложив подумать о «разумном» объединении сходных надзорных функций там, где это возможно. «Давайте посмотрим, чего куда присоединить, кого от кого отсоединить», – резюмировал премьер. Конкретных предложений на заседании не прозвучало, хотя идеи оптимизации надзора за счет исключения дублирующих функций звучали от чиновников и раньше.

В целом мандаты российских контрольно-надзорных органов разграничены довольно четко, следует из доклада группы сотрудников Института проблем правоприменения, проанализировавших массив сведений о плановых проверках юрлиц и ИП с сайтов прокуратур за 2011–2017 гг. по 36 регионам (порядка 1,8 млн проверок), в частности ссылки на нормативно-правовые акты в графе «Цель проверки». Это означает, что ведомства хорошо сфокусированы и проверяют действительно то, что должны по своему профилю, не дублируя друг друга, отмечают исследователи. Анализ данных по совместным плановым проверкам подтвердил, что области проверки достаточно хорошо изолированы, а кооперация ведомств не случайна и задается как раз сходством мандатов: так, МВД часто проводит совместные проверки с Ространснадзором, а Россельхознадзор – с Росприроднадзором. При этом наибольшая активность по плановым проверкам отмечается в сферах с наименее стабильным законодательством – это здравоохранение, образование и транспорт.

С реализацией идеи Силуанова могут возникнуть и бюрократические сложности. В российских условиях слияния и поглощения госорганов означают перераспределение их административного веса, как минимум временное расстройство баланса системы сдержек и противовесов. В свою очередь, появление надзорного тяжеловеса может выйти боком и для тех, кого он будет проверять, увеличив зависимость от качества его работы.