Как и чем заменить LIBOR
Директор казначейства Сбербанка Алексей Лякин о сложностях переходного периода реформы индикаторовВ 2022 г. самый популярный индикатор процентных ставок LIBOR перестанет существовать. На замену ему придут принципиально новые безрисковые индикаторы. Такова цель мировой реформы индикаторов, сравнимой по масштабу с вводом в обращение евро. У банков и их клиентов остается всего два года, чтобы подготовиться и пересмотреть действующие контракты.
Ставка лондонского межбанковского рынка LIBOR была основным индикатором процентных ставок более 20 лет. Она используется во всех финансовых инструментах с плавающей ставкой – в кредитах, облигациях и производных финансовых инструментах. По оценке Банка международных расчетов, объем незавершенных контрактов в разных валютах, использующих LIBOR в качестве референсного индикатора, составляет около $400 трлн. Объем рынка межбанковских кредитов, лежащих в основе LIBOR, не сопоставим с объемом инструментов, привязанных к LIBOR, и обычно не превышает $1 млрд в день.
LIBOR рассчитывает компания ICE Benchmark Administration по котировкам крупных международных банков. Необязательность этих котировок создавала почву для манипулирования – банки могут предоставлять одну котировку для расчета LIBOR, а в реальных сделках использовать другие. В 2008–2016 гг. по рынку прокатилась волна скандалов, закончившихся штрафами для крупнейших банков на сумму около $9 млрд и тюремным сроком для одного трейдера.
Сейчас с банками достигнута договоренность о предоставлении котировок до конца 2021 г. После 2021 г. LIBOR прекратит существование, если банки, опасаясь новых обвинений в манипулировании, перестанут предоставлять котировки для расчета.
Скандалы с манипулированием LIBOR и сокращение рынка межбанковских кредитов подтолкнули финансовые рынки к реформе – замене индикаторов семейства LIBOR на безрисковые. Мировая реформа индикаторов идет «сверху вниз». Ее инициировали в 2013–2014 гг. руководители центробанков и министры финансов G20, Совет по финансовой стабильности и Международная организация комиссий по ценным бумагам. Основными драйверами реформы стали финансовые регуляторы США, Великобритании, Европейского союза, Швейцарии, Канады и Японии. Специальные рабочие группы, организованные регуляторами, выбрали по одному основному индикатору для каждой валюты. Для долларов США это ставка однодневного репо с гособлигациями SOFR, для евро и фунтов стерлингов – ставки однодневных межбанковских кредитов €STR и SONIA. Все новые индикаторы в отличие от LIBOR рассчитываются по реальным сделкам, что исключает возможность манипулирования, и являются безрисковыми – не содержат премии за кредитный риск, связанный с банками. Кредитный риск исключается двумя способами: первый – расчет индексов по сделкам сроком один день, так как на коротком сроке кредитный риск минимальный, второй – использование сделок репо, обеспеченных гособлигациями.
Несмотря на достоинства новых индикаторов, на пути к их использованию возникает ряд проблем и связанных с ними рисков как для банков, так и для компаний, имеющих кредиты или деривативные контракты с LIBOR.
В кредитах с плавающей ставкой использовались в основном трехмесячные или шестимесячные ставки LIBOR и выплата процентов проходила раз в три или шесть месяцев. Как структурировать кредиты с однодневными индикаторами? До сих пор такого опыта не было ни у кого. Первые кредиты с SOFR и SONIA только начинают заключаться.
Следующий вопрос – что делать с уже заключенными и незавершенными сделками в случае прекращения публикации LIBOR? Как заменить в них шестимесячный LIBOR с кредитным риском банков на однодневный безрисковый индикатор SOFR? По какой формуле, с каким дополнительным спредом менять в сделке один индикатор на другой? Замена LIBOR на принципиально иной индикатор в сделке может привести к тому, что одна сторона выиграет, а другая почувствует себя проигравшей. Как избежать возможных спорных ситуаций между участниками сделок?
Эти вопросы сейчас волнуют профессионалов по всему миру. Регуляторы, ассоциации и участники рынка разрабатывают новые глобальные правила игры – стандарты документации кредитных и деривативных сделок, переходные положения о замене индикаторов и т. д. Эта работа завершается: ключевые профессиональные ассоциации International Swaps and Derivatives Association (ISDA) и Loan Market Association обещают опубликовать итоговые документы в 2020 г. Регуляторы не намерены пересматривать сроки отмены LIBOR, однако механизмы и общие правила перехода на новые индикаторы еще не определены. Это означает, что у банков и компаний остается все меньше времени на переход. Как только новые стандарты появятся, ситуация на рынках резко изменится. Банки начнут предлагать новые продукты, формировать рынки новых инструментов, менять условия действующих сделок. Выиграют те, кто окажется лучше технологически готов к быстрым изменениям.
Для российских банков и компаний переход на новые индикаторы тоже трудоемкий и требующий длительной подготовки процесс. В России объемы сделок по LIBOR относительно небольшие – порядка $150 млрд – и масштаб проблемы, соответственно, меньше. Но в отличие от западных рынков у нас меньше развиты юридические нормы применения индикаторов процентных ставок. Например, документация ISDA для деривативов принята в качестве стандарта всеми участниками рынка на Западе. В России же многие банки и особенно компании реального сектора не используют стандарты ISDA и RISDA, что осложняет изменение условий и юридическую защиту сделок.
Совершенно очевидно, что отмена LIBOR затронет практически все подразделения банка. Фронт-офисным подразделениям и юристам помимо разработки новых продуктов с безрисковыми индикаторами предстоит проанализировать все действующие сделки с LIBOR и согласовать с контрагентами условия замены индикатора. Казначействам необходимо будет перестроить систему ценообразования, бэк-офисам и бухгалтерам – внедрить новые индикаторы в начисление процентов и в модели текущей справедливой стоимости, риск-менеджерам – перестроить модели оценки рисков, IT-подразделениям – доработать информационные системы.
Российское финансовое сообщество уже начало решать проблему отмены LIBOR совместными усилиями. В этом году Национальная финансовая ассоциация организовала рабочую группу по реформе LIBOR с участием представителей ЦБ, Московской биржи и коммерческих банков. Группе предстоит выработать одинаковые для российских участников рынка правила перехода с LIBOR на новые индикаторы. Это масштабная и сложная задача. Российские правила должны соответствовать новым международным стандартам и российскому праву. Кроме того, важно обеспечить согласованность условий перехода для разных финансовых инструментов: кредитов, облигаций с плавающей ставкой и деривативов. Новые правила и рекомендации, которые сейчас разрабатывают банки, ассоциации и регулятор, помогут участникам рынка быстро адаптироваться к новым условиям и снизить издержки на самостоятельную разработку документации и переговоры.
В ходе реформы LIBOR вместе с западными коллегами мы можем выработать принципы использования новых безрисковых индикаторов в финансовых инструментах. Результаты этой работы в дальнейшем могут стать хорошей основой для совершенствования российских индикаторов рублевых ставок.
Автор — директор казначейства Сбербанка