Кто смотрит российское кино

Несмотря на усилия государства по поддержке отечественного кинематографа, оно так и не стало кино для всех – его предпочитают люди среднего достатка и без высшего образования
Зарубежное кино в кинотеатрах предпочитают люди с высоким доходом, молодые с высшим образованием, жители Москвы. /Евгений Разумный / Ведомости

Российское кино, несмотря на массированную поддержку государства, так и не смогло стать кино для всех россиян: его предпочитают в основном люди со средним образованием и сравнительно низким доходом, следует из февральского опроса ФОМа.

В целом 56% респондентов (среди молодых – 63%) сказали социологам, что им нравятся современные российские ленты, вышедшие на экраны в последние 3–5 лет. Но качество, оказывается, не главное: на первое место они ставят интересные сюжеты, потом – жизненность, актеры и юмор. Встречались и объяснения, что российские фильмы нравятся, потому что нравятся фильмы про войну, патриотизм и со спецэффектами.

Это, видимо, и есть условный рецепт коммерчески успешного в России отечественного кино. Из вышедших в последние 3–5 лет фильмов респонденты назвали «Т-34» (8%), «Холоп» (7%), «Движение вверх» (6%), «Лед» (5%), что если не строго по порядку, то в целом совпадает со списком самых кассовых российских фильмов в отечественном прокате. Фильмы про войну, победы в спорте и космосе времен СССР, а также комедии типа «Елки» – этим жанровое разнообразие списка и ограничивается.

Российское кино во многом занято производством представлений миллионов соотечественников о прошлом и настоящем, в этом процессе активно участвует государство, которое с 2012 г. потратило 41 млрд руб. на поддержку отечественного кино (и еще 4 млрд руб. на открытие более 700 кинотеатров). По данным Фонда кино, в 2019 г. жители России купили 219,4 млн билетов в кино, что на 9,5% больше, чем годом ранее (а в 2018 г. рост был 11,5%). Совокупные кассовые сборы кинопроката в России в 2019 г. достигли максимума – 55,4 млрд руб., каждый четвертый билет продан на сеансы российского кино.

Усилия государства не пропали даром, воплотившись если не в качестве кинопродукции, то в формировании социально одобряемой позиции, что российское кино предпочтительнее зарубежного. 59% респондентов ФОМа сказали, что, выбирая между зарубежным и российским фильмом в одном жанре, предпочтут скорее наш (зарубежный – 14%) – вот и Минкульт призывал выбирать свое, родное. Из данных ФОМа следует, что российское кино предпочитают люди среднего возраста, со средним специальным образованием, жители малых городов. Но не потому, что оно хорошее: для них ориентиром служит советское кино, а западное оказывается чужим, считает ведущий аналитик ФОМа Григорий Кертман. Зарубежное кино в кинотеатрах предпочитают люди с высоким доходом, молодые с высшим образованием, жители Москвы. Такого отечественного кино, которое привело бы в кинозалы всю страну, – качественных, про сегодняшние российские реалии лент – считай что и нет.