Важно для пандемии: как составляются прогнозы в МВФ

Значимость оценок МВФ заметно увеличилась, а их выставление сильно усложнилось

Макроэкономическими прогнозами занимается много разных институтов, но прогнозам Международного валютного фонда отводится в мире центральная роль. На них ориентируются глобальные инвесторы и финансовые институты, поэтому значения данных МВФ могут влиять на их настроения вплоть до ухудшения условий заимствования для очень значимых стран, что может иметь крайне неприятные последствия.

Сейчас все, чем занимается МВФ, приобрело особое значение. Снова встали в очередь за деньгами крупные заемщики, особенно те, что имеют опыт дефолтов и безответственной макроэкономической политики (например, Аргентина и Украина); опять усложнилась проблема платежеспособности бедных стран, так как они успели снова набрать долгов. И все они активно эксплуатируют ситуацию с пандемией.

Перед руководством МВФ – жесткая дилемма: обнародование негативных оценок может привести к потрясениям и ухудшению отношений с ведущими акционерами, а их замалчивание нанесет очевидный удар по репутации фонда. Все сразу вспомнят, как накануне кризиса 2008–2009 гг. в Отчете о глобальной финансовой стабильности МВФ заявлял об исключительной устойчивости финансового сектора США.

Есть и объективные препятствия к составлению качественных прогнозов. В МВФ состоит 189 стран. У многих, особенно бедных, очень плохая статистика, имели также место искажения и задержки отчетности, особенно тут отличились страны, находившиеся в предкризисной ситуации. Поэтому МВФ нередко заказывает исследования независимым аналитикам: например, в 2014 г. Независимый офис оценки (Independent Evaluation Office) МВФ выпустил доклад «Прогнозы МВФ: процесс, качество и мнения стран».

Кстати, у МВФ нет выдающихся достижений в деле макроэкономического моделирования по странам, регионам и миру, хотя в целом уровень специалистов МВФ достаточно высок. Это объясняется технической сложностью, трудоемкостью и высокой стоимостью этой работы. Нагрузка на персонал и так велика, ведь люди в большей степени заняты оперативной деятельностью в большом количестве стран – членов.

Главные источники прогнозных данных по странам – страновые подразделения, а их основной инструмент – приложение на основе Excel под названием Financial Programming Framework. Это таблицы, отражающие движение ресурсов в экономике (flow of funds) и позволяющие трансформировать исходную информацию в краткосрочные прогнозные показатели, в частности, прирост ВВП. Источник данных может быть любой – от оценок самого странового экономиста до прогнозов правительства страны и частных экспертов. До самого последнего времени не было правил, которые бы регламентировали разработку прогнозов, а их качество до сих пор определяется способностями, опытом и интуицией специалистов. Текучесть кадров здесь высокая, поэтому накопленные знания новым сотрудникам особо не передаются.

Что касается подготовки глобальных прогнозов, то тут задача еще более сложная. Если опытные страновые специалисты готовят по странам удовлетворительные прогнозы, то региональные и глобальные прогнозы требуют учета финансово-экономических связей между странами и регионами, а также четкой координации всего цикла подготовки и согласования прогнозов. Такая координация и возложена на Исследовательский департамент МВФ. Процесс включает в себя сбор исходных прогнозных данных по странам, их выверку и агрегирование, последующую коррекцию с учетом прогнозов цен на мировых товарных рынках, оценки состояния финансовых рынков и государственных бюджетов. Параллельно используются оценки Глобальной прогнозной модели (Global Projection Model, GPM6), разработанной исследовательским департаментом.

Эта модель открытой экономики описывает процессы в 6 крупнейших системно значимых экономиках мира, а также в группах прочих стран (БРИКС, Латинская Америка и т. п.) Цель модели – оценить, как передаются между странами экономические импульсы.

Окончательная версия глобального прогноза выносится на обсуждение совета директоров МВФ, но не утверждается, поскольку формально она продукт фонда. Но исполнительные директора зачастую проявляют чрезвычайную активность, пытаясь предотвратить не очень лестные оценки для своих стран и борясь с «предвзятостью». Ведь отсюда определяется потребность в деньгах, и если оценки будут совсем пессимистическими, то у совета директоров возникают вопросы о целесообразности поддержки. Поэтому основными странами-реципиентами (их немного, но на них приходится до 80% ресурсов, когда-то такой страной была Россия) прогнозы систематически приукрашиваются, хотя по мере реализации программы оценки становятся более объективными.

Другой значительный недостаток прогнозов МВФ – систематическая переоценка экономического роста, иначе говоря, неспособность и нежелание предсказывать экономические кризисы. МВФ любит оптимизм.

Так что имеем то, что имеем. Хотя в целом занимаются этим делом весьма квалифицированные и ответственные люди, чудес ждать от фонда не приходится. Во всяком случае, нельзя утверждать, что его прогнозы – самые главные и достоверные.