Как Техас не стал принудительно сокращать добычу нефти

Догматическая идеология против коллективных действий

На заседании Техасской железнодорожной комиссии (ТЖК; регулятор нефтегазовой отрасли в главном нефтяном штате США) 5 мая была отклонена идея ввести в штате ограничительные меры на добычу – до выравнивания мирового баланса спроса и предложения. Баланс, решила комиссия, установят рыночные силы.

Кухня процесса

Идея состояла в том, чтобы сократить на 20% добычу всех производителей в Техасе – кроме тех, у кого средневзвешенная добыча со всех скважин в январе 2020 г. была менее 1000 баррелей в сутки, – и каждый месяц обсуждать, не снять ли или не скорректировать ли ограничение. Ориентироваться ТЖК предлагала на действия других нефтедобывающих стран и штатов США и действовать в кооперации с ними, а целью ограничений было не допустить переполнения нефтехранилищ.

Но сотрудничества, понимаемого как совокупность согласованных действий нефтедобывающих стран и штатов, не будет. Перепроизводство в Техасе, на который в 2019 г. приходилось 40% добычи США (т. е. из 13 млн баррелей в сутки), а следом и в других нефтедобывающих штатах будет тормозить «невидимая рука рынка», а не рукотворные действия властей. И это тот самый случай, когда решение, имевшее глобальное значение, принимало даже не правительство страны, федерального округа или региона (если перевести на российское государственное устройство), а региональный минтранс.

Еще более интересно, что все заседания ТЖК и все подготовительные к нему мероприятия проходили открыто, в режиме видеоконференций. Подобные публичные консультации – обычная западная практика: общество хорошо видит и может понять, кто есть кто в процессе, может оценить плюсы и минусы идей и решений, видит всю подноготную их подготовки. И в случае с заседанием ТЖК было четко видно, чем руководствовались комиссары ТЖК и как менялась их позиция по мере продвижения к решающему заседанию 5 мая. И что политика, похоже, опять возобладала над экономикой.

Хронология событий

Комиссаров в ТЖК три: Уэйн Кристиан (председатель ТЖК), Кристи Крэддик и Райан Ситтон. Последний 20 марта предложил трем основным нефтяным странам мира (США, Саудовской Аравии и России) координировать сокращение добычи, а для начала уменьшить ее на 10%. Объяснял Ситтон свою идею так: пандемический обвал спроса имеет внерыночную (форс-мажорную) природу, значит, и реагировать на него необходимо срочно и допустимо внерыночными методами.

30 марта компании Pioneer Natural Resources U.S.A. Inc. и Parsley Energy Inc. подали заявку в ТЖК: провести слушания о пропорциональном снижении добычи в Техасе. Но 9 апреля страны ОПЕК и не-ОПЕК приняли решение сократить добычу на 9,7 млн баррелей в сутки с 1 мая. 10 апреля другие страны «двадцатки» выразили готовность сократить добычу еще до 5 млн баррелей в сутки, при этом США предложили считать их вкладом органическое снижение добычи – по разным оценкам, на 1,5–2,5 млн баррелей в сутки.

14 апреля ТЖК провела 10-часовые публичные слушания (видеоконференцию, конечно) о временном ограничении добычи в штате Техас. 888 человек представили письменные комментарии к слушаниям, 55 зарегистрировались для выступления на слушаниях, и почти все из них выступили. Около 80 000 человек в 86 государствах и 49 штатах США следили за слушаниями в прямом эфире. 21 апреля ТЖК провела открытое заседание, Кристиан и Крэддик заявили, что еще не решили, как поступить. Поэтому было организовано заседание ТЖК 5 мая, где они голосовали против ограничений.

Уже на заседании 21 апреля бросалось в глаза фактическое противостояние между председателем Кристианом и комиссаром Крэддик, с одной стороны, и комиссаром Ситтоном – с другой.

Крэддик призывала к диалогу с федеральными властями и другими штатами, призывала защитить промышленность и рабочие места Техаса, указывала на необходимость тщательно изучить, правомочна ли ТЖК вводить такие ограничения. (ТЖК получила право вводить ограничение добычи в конце 1920-х гг., но не применяла его на практике с 1970-х гг.; юрист ТЖК подтвердил, что комиссия правомочна вводить ограничение.) Она пыталась затеять долгую дискуссию, вовлечь в нее множество участников не только в Техасе, но и в других штатах США и даже за их пределами – поскольку предлагала консультироваться с Канадой и Мексикой.

Кристиан тоже говорил о консультациях – с коллегами из Северной Дакоты и Оклахомы, канадской Альберты, беспокоился, чтобы Техас не шел на ограничения первым или даже единственным; предлагал не прибегать к голосованию, отложить решение, убрать эмоции и т. п.

Это напомнило мне ситуацию конца 1991 г., когда я оказался участником обсуждений в Брюсселе вопросов «критического импорта» для распадавшегося и ставшего банкротом СССР: советская делегация говорила о необходимости срочных поставок продовольствия и медикаментов, их запасы в стране практически обнулились, а европейцы – о необходимости сформировать инвестиционно привлекательное законодательство.

Эволюция подходов

Еще 1 апреля – после серии твитов президента США Дональда Трампа в поддержку договоренностей с Россией и Саудовской Аравией об ограничении добычи нефти – Кристиан заявил, как важно быстрее стабилизировать рынок, чтобы обеспечить выживание отрасли, что предполагало активные действия ТЖК. После слушаний 14 апреля и до заседания 21 апреля позиция председателя ТЖК оставалась неопределенной. Потом он решился на программное выступление в местной прессе 29 апреля – и исход заседания 5 мая был предрешен. Вот ключевое, на мой взгляд, высказывание председателя ТЖК в «Хьюстон Кроникл»: «Что если предлагаемое решение не решит проблему? Должен ли такой консервативный штат, как Техас, разменивать свободный рынок на правительственное централизованно-плановое латание нефтяной дыры? Некоторые критики, включая одного представителя демократической партии, баллотирующегося на место комиссара ТЖК (сейчас все члены комиссии – республиканцы, мандат Ситтона истекает в ноябре 2020 г., он проиграл праймериз представителю демократической партии), призывают ТЖК к таким «смелым решениям», как принудительное сокращение добычи в эти сложные времена. Но действительно смелым управленческим решением будет не поддаваться давлению и сказать «нет».

Председатель ТЖК сформировал рабочую группу по экономическому восстановлению нефтяной отрасли с элегическим названием «Голубая лента» и с широким представительством: она, по словам Кристиана, «соберет вместе представителей власти и бизнеса, чтобы генерировать идеи, предложения, наилучшие практики для совершенствования регулирования, удержания бизнеса на плаву и сохранения рабочих мест. Чтобы не граждане Техаса слушали свое правительство, а официальные лица органов власти штата слушали граждан Техаса – тех самым техасцев, которые сделали американское энергетическое доминирование реальностью».

В общем, председатель ТЖК заявил в преддверии решающего заседания, что не поддержит обязывающие сокращения добычи и останется «верен принципам открытого рынка». Не обошлось без передержек, существенно исказивших предложение Ситтона: что-де Техасу предлагается в одиночку решить мировую проблему, что-де Ситтон предлагает противостоять ОПЕК и т. п. – и даже нелепиц вроде того, что производители уже начали снова бурить, потому что это стало дьявольски дешево, горькая правда свободного рынка в том, что, когда цены падают, вы можете задешево покупать, и т. п. И наконец, прозвучали обвинения в адрес стран (Россия и Саудовская Аравия были поименованы прежде), развязавших войну против США, из-за которой некоторые компании, по-видимому, обанкротятся, а люди потеряли работу.

Произнес он и панегирик свободному рынку – только не пойму, как он применим к нынешней ситуации нефтяников Техаса: «Компании покупают только за часть той цены, по которой покупали ранее. Это значит, они способны получать прибыль при меньшей цене барреля, чем раньше, поскольку затраты стали меньше. И в этом хорошая новость, поскольку открытая рыночная система работает».

Накануне решающего заседания и Крэддик заявила, что не поддерживает обязательное ограничение добычи и что производители Техаса уже сокращают производство, так что ей непонятно, как идея Ситтона принудительно сократить добычу может удовлетворить всех. «Рынок вносит коррективы без вмешательства регуляторов. Не мы назначаем выигравших и проигравших», – заключила она.

О размывании ответственности

И правда так! Компании начали реагировать на падение спроса и цен, не дожидаясь указаний. По данным Wood-Mackenzie, добыча в США уже снизилась с максимума в 13 млн баррелей в сутки в начале марта до 11,5 млн в начале мая, т. е. на 11,5%. По мнению Карра Ингэма, исполнительного вице-президента Альянса производителей энергии Техаса (выступает против квотирования добычи), к концу мая добыча в штате может сократиться на те самые 20% и без вмешательства властей. Мелкие и крупные компании, включая Chevron, Exxon Mobil и Occidental Petroleum, планируют сокращения добычи сланцевой нефти на несколько сотен тысяч баррелей в сутки.

Но почувствуйте разницу: Ситтон долго ратовал за срочные коллективные усилия, выходящие за пределы штата и страны, чтобы не допустить обвала котировок и сделать Техас лидером в действиях, чтобы штат вел за собой остальных. Кристиан же, похоже, работает уже над выходом из кризиса – для тех, кто выживет после обвала. А если и принимать меры, то не брать ответственность на себя, а распределить ее среди максимально большого числа участников.

Хорошо была видна разница в поведении членов ТЖК на заседаниях: горячо заинтересованные эмоциональные выступления Ситтона – и нейтрально холодные, даже отрешенные, спокойные и внешне равнодушно-непроницаемые лица («язык тела» виден и на экране компьютера в режиме видеоконференции) и зачитываемые по бумаге реплики Кристиана и Крэддик.

В итоге накануне заседания Ситтон де-факто отказался от своего же предложения: время было безнадежно упущено, решение «надо было принимать шесть недель назад, сегодня оно уже не сыграет той роли. Нам не хватило лидерства среди трех комиссаров для принятия решения», объяснил он.

Как говорится в известной скороговорке: «Корабли лавировали, лавировали и не вылавировали...»

Техасские буровики просили ТЖК действовать прагматически, а не следовать идеологическим догмам. Не вышло.