Как государство может бесплатно помочь бизнесу

Для этого чиновники должны встать на место предпринимателей

Правительство объявляет о все новых мерах и планах поддержки экономики, в том числе о налоговых послаблениях. Со слов чиновников, их стоимость исчисляется уже сотнями миллиардов рублей, и чем больше растет эта сумма, тем более странным выглядит игнорирование простых и очевидных способов поддержать бизнес и население. Многие из них не требуют от государства ни денег, ни усилий и даже напротив – избавят чиновников от лишней работы. Достаточно включить воображение и поставить себя на место человека по другую сторону границы, отделяющей чиновника от предпринимателя.

Отдать чужое

Глобальная боль малого и среднего бизнеса – это кассовый разрыв. У бизнеса денег мало или нет совсем. Чтобы помочь, государство готово дать взаймы (подождать с налогами), но само почему-то долги не торопится отдавать! Речь о переплате налогов, явной и неявной. А возврат этих денег помог бы бизнесу и людям продержаться в кризис. Есть немало способов сделать это и немало налогоплательщиков, которые никак не дождутся своих денег. Государство могло бы:

• ускоренно проверять и возвращать деньги по декларациям, в которых заявлены льготы или уменьшены ранее уплаченные налоги;

• возвращать деньги компаниям, которым был продлен срок уплаты налогов, но они, не дождавшись официальных документов, уже уплатили налог;

• ускоренно возвращать гражданам налоговые вычеты, не выжидая четыре месяца, как разрешает закон;

• вернуть наконец страховые взносы, уплаченные теми предпринимателями, которые используют вариант упрощенной системы налогообложения «доходы минус расходы». ФНС уже несколько лет настаивает, что 1% страховых взносов нужно платить со всей выручки. Хотя и Конституционный, и Верховный суды с этим не согласны: платить нужно с разницы между доходами и расходами. Однако налоговики продолжают стоять на своем, проигрывают судебные споры, но сдаваться, похоже, не намерены.

Вернуться из зазеркалья

Чтобы помочь бизнесу выжить в самоизоляции и продержаться в кризис, правительство предоставляет налоговые каникулы и отсрочки по налогам, приостанавливает проверки и взыскание налогов. Казалось бы, все должны быть счастливы. Но дьявол всегда в деталях. Годами создавалась параллельная реальность за пределами Налогового кодекса, и сейчас чиновники забыли про сотворенное ими зазеркалье. Приведем примеры.

Есть налоги, а есть неналоговые платежи. В чем разница? Почти ни в чем, они братья-близнецы. Но одни живут в Налоговом кодексе, другие – за его пределами: утилизационный сбор, экологический сбор и т. д. Не один год обсуждается их включение в Налоговый кодекс, последний раз этого не случилось из-за недовольства бизнеса, и вот, словно платя бизнесу за несговорчивость, государство вводит отсрочки для налогов, но не для неналоговых платежей.

Многие меры поддержки, очевидно, вышли усеченными, и их нужно донастраивать. Проверки, как известно, приостановлены, но, как не всем известно, – не до конца. Все зависит от того, что считать выездной проверкой. По Налоговому кодексу, решение о назначении проверки принимает руководитель инспекции, но этого можно и не делать. Можно провести «предпроверочный анализ» – эта процедура тоже позволяет истребовать любое количество документов, вызывать в инспекцию на допрос или просто поговорить и т. п., иными словами, делать то же, что и при выездной проверке. Проведение «предпроверочного анализа» никто не останавливал, и далеко не всегда содействовать этому анализу можно из дома без доступа к бухгалтерии.

Некоторые меры поддержки вообще сформулированы так, что при буквальном прочтении документов оказываются мерами для избранных. Правительство продлило на три месяца до 30 июня 2020 г. сроки сдачи бухгалтерской отчетности, которая направляется в налоговые органы, для всего бизнеса. Но если читать буквально совместное письмо Минфина и ФНС от 7 апреля, окажется, что сдать отчетность позже вправе лишь небольшая часть компаний – те, кто работают с гостайной, и некоторые компании, оказавшиеся под санкциями. Все прочие должны были это сделать в первый рабочий день – 13 мая. У правительства такой «хитрый» план? Конечно, это не так, и сужать круг тех, кто может воспользоваться продлением, правительство не собиралось.

Зато части пострадавших от кризиса предпринимателей правительство преподнесло неприятный сюрприз. 24 апреля постановлением № 570 были изменены правила предоставления отсрочек (рассрочек) в упрощенном порядке. В результате пострадавшая отрасль «Непродовольственная розница» лишилась права на отсрочку по НДС. Ранее таких ограничений не было, а ухудшение положения налогоплательщиков задним числом запрещено Налоговым кодексом. Конечно, налогоплательщики, которые планировали получить отсрочку за II квартал, могут попытать счастья в суде, но их шансы на успех будут невелики. И это явно пример не того добросовестного поведения, которого государство требует от налогоплательщиков.

Развиваем эмпатию

Можно назвать много простых способов помочь бизнесу, которые могли бы дополнить правительственные программы. 

• Бизнес кроме налоговой и бухгалтерской отчетности, подача которой отложена, заполняет еще множество отчетов перед различными госорганами. Яркий пример – отчетность в Пенсионный фонд России. Ее подача не откладывалась.

• Одно из оснований для получения отсрочки (рассрочки) – налоговый убыток, когда расходы, учитываемые при налогообложении, превышают доходы. Но убыток бухгалтерский (т. е. с точки зрения бизнеса) не всегда считается налоговым убытком. Налоговый кодекс не позволяет уменьшать налоговую базу на все затраты. Например, резерв под просроченную дебиторскую задолженность в бухучете отражается полностью, а для налоговых целей – частично, в пределах 10% от выручки. Пора убрать и ограничение на уменьшение доналоговой прибыли на убытки прошлых лет.

• Нужно ввести временный режим исчисления НДС «по оплате» для всех. Если компания отгрузила товар, а оплату получила через полгода, то бюджет ждет от нее НДС здесь и сейчас. А денег может не оказаться. Наказывать тех, кто в кризис отгружает продукцию, выполняет работы и оказывает услуги, – несправедливо. Когда-то бизнес сам добивался перехода к исчислению НДС по отгрузке, чтобы покупатель мог быстрее получать вычеты – сразу после поставки товара. Но сейчас, когда надвигается кризис неплатежей, такой порядок может привести и к кризису неплатежей по НДС. Кроме того, изменение правил стимулирует бизнес давать своим контрагентам отсрочки по оплате.

• Государству нужно переходить в общении с налогоплательщиками на «удаленку». Бизнес уже более месяца так работает, перенастраивает процессы, но есть и тромбы – различные регуляторные ограничения. В налогах  – это оформление первичной документации. Поскольку инспекторы требуют ее в бумажном виде, бизнес тоже требует от партнеров: «Подпишите акт, привезите курьером – а то не заплатим. И не надо сканов». Страх перед налоговыми претензиями плодит огромные операционные издержки, неплатежи и снижает производительность.

Между тем гражданский оборот предоставляет множество возможностей: хотите – обменяйтесь сканами, хотите – используйте электронную подпись. Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» принял революционные рекомендации по оформлению «первички» при удаленной работе. Документооборот сильно упрощается, но только для бухучета, а не для налогообложения. Если изменятся подходы государства, это не только поддержит существующий бизнес, но и создаст точки роста для нового.

Для того что найти новые способы поддержать бизнес в сложной ситуации, государству нужно учиться смотреть на мир глазами среднестатистического предпринимателя. Не крупного бизнеса, а компании, для которой даже небольшой кассовый разрыв чреват закрытием, которой не посчастливилось попасть в число пострадавших отраслей, для кого даже небольшой рост издержек смерти подобен. Такое упражнение сразу увеличит эффект от поддержки и бюджетных расходов.