Владимир Путин снова рассказал о неизменном будущем

Незыблемость его планов спорит с обрушившейся лавиной перемен

Указ Владимира Путина о национальных целях развития до 2030 г. описывает горизонт эволюции страны на десятилетие вперед. «Несмотря на объективные текущие трудности, наши долгосрочные ориентиры остаются неизменными», – сказал президент. И впрямь, конструкция российского «долгосрочного» будущего последних десятилетий удивительно стабильна. Это будущее похоже на горизонт в мире плоской земли: не движется вместе с наблюдателем, а пребывает в вечном покое.

Стратегическим планированием президент занимается давно. В 1999 г. он сформулировал свой главный принцип: развитие России должно быть прорывным, страна должна догнать Португалию по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. В 2003-м Путин конкретизировал: для этого нужно удвоить ВВП за 10 лет. В 2008-м он представил «Стратегию 2020»: «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной»; она войдет в пятерку мировых лидеров по ВВП, средний класс должен составлять 60–70% населения; нужно преодолеть сырьевую зависимость и снизить бедность; зарплаты вырастут в 3,3 раза по сравнению с 2007 г.; у каждой семьи будет жилье площадью не менее 100 кв. м.

Жизнь вносила коррективы в стратегические планы президента и правительства. Португалию так и не догнали. Хотя ВВП увеличили – правда не вдвое, и не за 10 лет. Алексей Кудрин оценивал так: «Мы получили примерно 94% [увеличения ВВП]. Пусть не за 10 лет, а за 15, но мы близки к удвоению ВВП страны». Мы и сейчас к этому близки – «почти» или «уже», зависит от того, как считать.

В 2020 г. Владимир Путин вновь чертит пунктир своего неизменного стратегического горизонта. Увеличение численности населения (в реальности она падает второй год). Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с 2017 г. и устойчивый рост доходов (с 2012 по 2019 г. бедность увеличилась на треть, а в 2020-м произошло рекордное с 1999 г. падение доходов населения на 8%). ВВП должен расти темпами выше мировых (все последнее десятилетие этот рост был ниже средних показателей по планете). Путин обязывает будущее обеспечить россиян жильем (оно действительно строится, но концентрируется в руках имущей верхушки). По сравнению с майским указом 2018 г. исчезла лишь цель ввести Россию в пятерку экономических лидеров, а победа над бедностью перенесена с 2024 на 2030 г.

Впрочем, будущее почти не менялось последние 20 лет не только у Путина. Такие же тавтологии произносили политики на всех континентах. Таков культурный и идеологический канон мира «конца истории», которому, по выражению Маргарет Тэтчер, «альтернативы не существует». Если принципы миропорядка незыблемы, то будущее отличается от настоящего только количественно. Когда политики говорили про такое будущее, они лишь утверждали неизменность настоящего.

Но теперь история обнулила эту наивную магию, которая превращала прошлое в будущее. И комический эффект создает не банальность самих планов Путина, а их незыблемость в условиях уже начавшейся лавины перемен.-