ЦБ намерен продлить меры поддержки финансовой системы

«Проблема 30 сентября» отложена на будущий год

30 сентября 2020 г. должны были перестать действовать «антикоронавирусные» меры поддержки Банком России финансовой системы, граждан и предприятий. Это различные регулятивные послабления, поблажки по резервам и переоценке активов, программы реструктуризаций кредитов. Окончание действия антикризисных мер одномоментно могло бы сильно ударить по капиталу и финансовому результату банков, поэтому банки еще в июле начали обращаться в ЦБ с просьбой сохранить этот режим. И вот ЦБ опубликовал решение о частичном его сохранении.

Главное: банкам разрешено до 31 декабря 2020 г. продолжать реструктуризацию кредитов без пеней и штрафов, а требование по формированию резервов по таким кредитам в полном объеме отложено до 1 июля 2021 г. Другое важное решение ЦБ – поддержка потребительского кредитования путем снижения надбавок к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским ссудам. Регулятор признал, что, если в условиях падения доходов населения показатель предельной долговой нагрузки, от которого и зависят надбавки, повысится даже у «хороших» заемщиков, капиталы банков пострадают и кредитование замедлится слишком сильно. Причем на кредиты, выданные до 31 августа прошлого года, ЦБ эти надбавки просто отменил. По расчетам регулятора, это «добавит» банкам 168 млрд руб. капитала.

Банк России далек от оптимистических оценок восстановления экономики и понимает, конечно, что весной следующего года банки снова могут попросить пролонгации антикризисных мер и послаблений в части резервирования – ведь давление проблемных активов сохранится и значительная часть заемщиков не восстановит свою платежеспособность. Реструктуризация кредитов тем и хороша, что заемщику предоставляется возможность прийти в норму и восстановить платежеспособность. И хотя поток заявок на реструктуризацию во второй половине июля заметно сократился, потенциальная «вторая волна» может вновь привести к востребованности подобных программ. В этом случае у ЦБ остаются возможности для очередного продления антикризисных мер.

Здесь мы сталкиваемся с известной дилеммой. Что лучше: честно (и, более того, насколько возможно консервативно) показывать качество активов банков, резервируя и сохраняя хороший буфер капитала для абсорбции потенциальных убытков от обесценивания, но тем самым сдерживать кредитование и ухудшать финансовый результат банков в текущем периоде? Или давать банкам регулятивные льготы, учитывая «особенность» кризисных показателей, возможность не замораживать активность, не отражать резервы консервативно – в расчете на то, что после острой фазы качество активов восстановится?

Большинство регуляторов выбирают второй вариант. Ключевой вопрос – этапность и скорость выхода из этого регулятивного антикризисного режима. Он не может продолжаться вечно, хотя и одномоментное завершение всех послаблений, конечно, тоже не является хорошим сценарием.