Сами виноваты

Неочевидные причины низкой предпринимательской активности
Достижение высоких показателей предпринимательской активности в России будет лежать на пересечении облегчения государственного контроля и давления, развития деловой культуры и образования и повышения престижа предпринимательской деятельности /Максим Стулов / Ведомости

Индикатором предпринимательской активности в стране служат количество регистрируемых компаний и их плотность (число вновь созданных фирм на 1000 экономических активных жителей).

В рамках исследования Doing­Business (оно не учитывает США и КНР) Россия по количеству новых фирм занимает 3-е место в мире, уступая только Великобритании и ЮАР: в 2018 г. в стране было зарегистрировано более 317 000 компаний, в 2019 г. – чуть больше 300 000. Но вот по плотности бизнеса ситуация совсем другая: Россия с показателем 3,26 не попадает даже во вторую десятку. При этом высокая плотность отмечается не только в «налоговых гаванях», где это естественно, но и в странах с прозрачной экономикой (Австралия – 14,47, Дания и Сингапур – 10, Норвегия – 8,62, Швеция – 7,18, Хорватия – 5,86, Франция – 4,84, Финляндия – 4,29).

Оставим в стороне привычные причины – бюрократия, силовое давление, правоприменение. Что помимо этого препятствует бурному росту предпринимательства в России, несмотря на многочисленные программы его поддержки? Мой более чем 20-летний опыт говорит вот о чем.

Во-первых, страх потери стабильного дохода. Две трети основателей новых российских фирм не бросают наемную работу, что лишает запускаемый бизнес нужного внимания со стороны создателя.

Во-вторых, небольшие размеры и темпы роста потребительского рынка. Поэтому три четверти новичков наивно идут в b2b-продукты, а там крупнейшими покупателями являются связанные с государством компании, пробиться куда неофитам проблематично.

В-третьих, несмотря на декларируемую поддержку малого бизнеса в процедурах госзакупок, система критериев, применяемая для определения поставщика, не оставляет шансов новичкам рынка.

В-четвертых, система финансирования новых компаний существенно повышает риск для их основателя. В результате у новичка, особенно стартапа, нет права на ошибку – первая же ошибка становится для него последней, в то время как в мире большинство успешных предпринимателей проходят через неудачи на начальных этапах, но продолжают пытаться.

В-пятых, в России при запуске нового бизнеса не принято тщательно исследовать рынок и планировать работу на основе понимания своего покупателя.

Достижение высоких показателей предпринимательской активности в России будет лежать на пересечении облегчения государственного контроля и давления, развития деловой культуры и образования и повышения престижа предпринимательской деятельности, который по-прежнему остается невысок.