Ставка МТС на развитие экосистемы себя оправдала

У конкурентов компании квартальная выручка упала, и только у МТС – выросла
МТС – компания недели /Максим Стулов и Евгений Разумный / Ведомости

Оператор МТС представил финансовые итоги за II квартал 2020 г. В то время как экономика падала, а телекомкомпании просили правительство о поддержке, МТС оказалась единственным оператором из большой тройки, выручка которого выросла – на 0,8%. Даже несмотря на сокращение абонентской базы на 1,2%.

Для сравнения: у «Вымпелкома» квартальная выручка год к году просела на 9,7%, у «Мегафона» – на 8,3%. В складывавшейся на фоне коронакризиса ситуации это выглядит нормальным: абоненты – и физические лица, и корпоративный сегмент – стали сокращать расходы на связь, доход от продажи устройств снизился, а от международного роуминга и вовсе обнулился. Абонентская база у «Вымпелкома», кстати, тоже сократилась (на 8,4%), у «Мегафона» осталась практически на уровне прошлого года. У всех операторов большой тройки выросло количество подключений фиксированного интернета (это тоже понятно – все их абоненты сидели по домам), но это лишь смягчило падение выручки операторов.

Что же обеспечило успех МТС? Сыграла ставка на создание экосистемы: основными продуктами, обеспечившими МТС рост выручки на фоне всеобщего падения, стали финтех- и медиасервисы. Во II квартале на 6,8% выросло число пользователей платного ТВ, росло также количество выдач кредитов физлицам, пользующимся приложением «МТС банк» и сервисом «МТС кэшбэк». Согласно данным компании, доход с абонента, который пользуется двумя продуктами МТС, в 1,7 раза больше, а тремя – вдвое больше по сравнению с ARPU с клиента, использующего только один продукт (какая доля абонентов МТС сейчас пользуется более чем одним сервисом, компания не раскрывает, но на конец 2019 г. таких было около 20%). Именно благодаря этому сокращение абонентской базы у МТС сопровождается ростом выручки: абоненты, вовлеченные в экосистему, приносят компании кратно больше, чем получают от своих клиентов другие операторы.

В августе МТС сделала два мощных анонса: начала сотрудничать со Spotify, предложив своим абонентам бесплатную премиум-подписку на полгода (расчет на то, что по ее окончании клиенты не захотят уходить и начнут платить за сервис), а также объявила, что будет снимать свой первый оригинальный сериал «Клиника счастья». На производство медиаконтента и медиасервисы у МТС вообще большие планы. Для начала МТС профинансировала фильм «Девятаев» студии Bazelevs о советском летчике Михаиле Девятаеве. Позже договорилась о партнерстве с «Первым каналом» и объявила, что по заказу канала вместе с киностудией КИТ будет снимать сериал «Чиновница». Также в планах оператора к 2023 г. стать лидером по числу подписчиков на рынке видеосервисов.

«Мы еще не в полной мере увидели, насколько радикально стратегия развития экосистемных продуктов может увеличить среднюю удельную выручку на абонента, – рассуждает управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев, – но уже убедились, что экосистемный подход позволяет повысить лояльность качественных абонентов». Абонентская база в России исчерпана и операторы ищут новые возможности роста, соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Построение и развитие экосистем как раз такая возможность, продолжает он, но это дорогостоящий и долгосрочный процесс. В 2020 г. на фоне кризиса такой подход себя оправдал, однако в дальнейшем он потребует серьезных инвестиций. У МТС – крупнейшего по капитализации оператора мобильной связи в России – этот финансовый ресурс есть.