На рынок за квартал вышел миллион новых инвесторов

Быстрый рост счетов сохранится в ближайшие два-три квартала
Рывку рынка способствовали два фактора: снижение доходности депозитов вслед за ключевой ставкой и восстановление фондового рынка после сильного падения в I квартале /Евгений Разумный / Ведомости

Банк России опубликовал статистику, согласно которой во II квартале этого года на рынок пришел почти миллион новых розничных инвесторов. В итоге общее число клиентов на брокерском обслуживании немного не дотянуло до 6 млн человек. Значительную долю розничных счетов составляют индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), количество которых составило к концу квартала около 2,4 млн шт.

Результаты, конечно, впечатляющие. В прошлом году, чтобы привлечь миллион новых клиентов, рынку требовалось более полугода. Однако есть все предпосылки к тому, что это пиршество не продлится слишком долго.

Как отмечает ЦБ в своем обзоре, такому рывку рынка способствовали два фактора: снижение доходности депозитов вслед за ключевой ставкой и восстановление фондового рынка после сильного падения в I квартале. Да, ставки по депозитам продолжают обновлять минимумы: по итогам второй декады августа средняя максимальная ставка снизилась до 4,45%. Но, по данным сразу нескольких социологических опросов, лишь около трети вкладчиков готовы забирать свои деньги из банков при дальнейшем падении доходности по депозитам. Подавляющее же большинство – свыше 40% – весьма консервативно и не станет менять свою сберегательную стратегию ни при каких условиях. Более того, из той трети вкладчиков, для которой ставки по депозитам являются решающим фактором, сразу половина предпочтет просто купить на все деньги наличной валюты и сложить ее «под матрас». Тоже инвестиционная стратегия, конечно, но таким «инвесторам» брокерские услуги вряд ли получится продать.

Вместе с тем определенную поддержку привлечению новых клиентов на брокерское обслуживание может дать вводимая с 2022 г. процедура тестирования неквалифицированных инвесторов, желающих купить сложные финансовые продукты или торговать «с плечами» (с использованием фактически заемных средств). Понятно, что сами брокеры не особо заинтересованы в проведении тестов, поскольку это увеличивает нагрузку, в том числе финансовую, на компании. Выход простой – привлечь как можно больше клиентов на обслуживание до этого момента. Успеть, пока не началось.

При этом не стоит забывать, что крупнейшие российские брокеры входят в состав финансовых холдингов. Например, тройка ведущих игроков на рынке индивидуальных инвестиционных счетов – это Сбербанк, ВТБ и «Тинькофф банк». А совокупно на топ-5 игроков приходится более 92% открытых счетов. Вряд ли стоит доказывать, что банки умеют продавать финансовые продукты, пусть даже это сопровождается жалобами клиентов на мисселинг. Значит, при соответствующих KPI, поставленных сейлзам, и правильной упаковке этих продаж тенденция к приросту новых розничных клиентов на бирже может сохраниться еще на протяжении 2–3 кварталов.