Здоровье как товар первой необходимости

Предпринимательские ниши в медицинской сфере
Одна из ниш – парамедицинские и оздоровительные услуги, рынок которых в России в основном представлен косметологическими клиниками /PIXABAY

Бенефициарами коронакризиса будут биотехнологии и медицина. Разноречивые мнения о причинах тяжелого течения болезни и возможности появления в скором будущем подобных пандемий станут толчком для множества теоретических и прикладных исследований, некоторым из них суждено вылиться в успешные медицинские предприятия.

Но и «на земле» происходит много интересного – любопытные новости из области медицинского предпринимательства поступают практически каждую неделю.

В конце августа было объявлено, что телемедицинские сервисы «Доктор рядом» и Doc+ станут одной компанией под брендом «Доктор рядом». В начале сентября выяснилось, что продуктовый ритейлер «Азбука вкуса» стал миноритарным инвестором в medtech-компании Biolink.Tech, которая занимается персонализацией питания по анализу крови (продавец еды хочет предвидеть изменения поведения потребителя). А 14 сентября стало известно, что сервис онлайн-записи в частные и государственные клиники Москвы и Санкт-Петербурга «Напоправку» привлек $2,25 млн инвестиций.

Какие ниши искать предпринимателям в медицинской сфере?

На первое место поставил бы сегменты, развивавшиеся и без пандемии, – лечение и уход за пожилыми и тяжело больными людьми. Они будут расти на фоне увеличения продолжительности жизни и роста связанных с этим заболеваний. В России пока есть возможности для построения федеральных компаний патронажного ухода, паллиативного лечения на дому, сетевых пансионатов для постоянного проживания с медицинским уходом.

Вторая ниша – парамедицинские и оздоровительные услуги, рынок которых в России в основном представлен косметологическими клиниками. Между тем в мире можно найти много интересных идей. Например, в США есть как минимум дюжина сетей массажных клиник, некоторые насчитывают более чем по 1000 точек. Например, у Massage Envy – 1200–1300 клиник.

Также огромной нишей можно считать разработку приложений для пациентов с определенными заболеваниями и связанных с ними носимых устройств – различного рода карманных электрокардиографов, неинвазивных глюкометров (мечта больных диабетом, кажется, становится реальностью), всевозможных тестеров и т. д. Развитие диагностики заболеваний вместе с растущей популярностью биохакинга в разных его проявлениях сделает подобные приложения и гаджеты в ближайшем будущем столь же востребованными, какими уже стали, например, фитнес-браслеты.

Проблемой для развития стартапов в сфере медицинских товаров и услуг, а также биотехнологических и фармацевтических проектов остается осторожное отношение к ним инвесторов. Многие фонды и частные инвесторы в России считают медицинский бизнес очень специфическим, требующим особых навыков и знаний со стороны акционеров, поэтому часто стартапы (особенно фармацевтические) вынуждены сразу продаваться гигантам с потерей потенциала роста капитализации основателями. Между тем «прикладное здоровье» скоро станет таким же товаром первой необходимости, как еда.