Volocopter запустит авиатакси в течение года

В России этот перспективный сегмент не разрабатывается
facebook.com/volocopter.e.volo

Немецкий стартап Volocopter, разрабатывающий авиатакси, в течение 12 месяцев планирует начать пробные пассажирские перевозки на своем 18-роторном электрическом аппарате. Он прошел первые испытания в Сингапуре, Хельсинки, Дубае и в Германии, в том числе в немецком городе Брухзале, где базируется сама компания. Сейчас принимаются заявки на 1000 билетов на 15-минутный полет по $355. Летательный аппарат предназначен для одного пассажира и может совершать полеты дальностью до 27 км. В проект уже вложено $55,3 млн.

Тема авиатакси давно занимает бизнес во всем мире. Однако за этим термином часто скрываются разные идеи – от полетов в пределах загруженных пробками городов до обеспечения связи между удаленными территориями. Регулярно всплывает тема авиатакси и в России в связи с острой потребностью возрождения местной авиации, без которой многие территории страны плохо связаны даже со своими областными центрами.

Пример – проект Dexter, в который инвестировала много лет группа «Промышленные инвесторы». Изначально планировалась эксплуатация большого флота самолетов М101-Т «Гжель», который в результате оказался не готов к коммерческому использованию, хотя и гарантировал конкурентную цену на полеты. На смену ему пришел Pilatus P-12, малосерийный самолет швейцарского производства, отлично зарекомендовавший себя, но дорогой в эксплуатации. В результате Dexter стал не авиатакси, а бизнес-авиацией с ограниченным рынком. С 2017 г. особых новостей о деятельности компании не слышно.

Реализация идеи авиатакси требует выполнения ряда условий. Во-первых, это наличие самолета (летательного аппарата) – относительно недорогого, простого в эксплуатации и обслуживании и производимого серийно, сотнями в год. Во-вторых, упрощенное регулирование, позволяющее совершать быстрый вылет по запросу клиента. В-третьих, цена, обеспечивающая доступ к услуге широкой аудитории. Такая цена должна быть, конечно, выше цены сопоставимого по протяженности полета экономклассом, но ниже уровня бизнес-класса. Только так можно обеспечить широкое покрытие, минимизировать простои самолетов и пустое плечо, предложить привлекательную цену.

Первое из перечисленных условий, пожалуй, главное. Именно отсутствие подходящих летательных аппаратов остается главным барьером развития авиатакси и в России, и в других странах. Несмотря на многие годы разработок, замены труженику отечественных небес Ан-2 так и не найдено. Большинство зарубежных легких самолетов и вертолетов не производятся в достаточном количестве, а заказы на них, как правило, расписаны на несколько лет вперед.

В этом контексте проект Volocopter выглядит логичным, а инвестиции в него – обоснованными. Нам же добраться из Ярославля в Вологду за 40–45 мин на авиатакси за приемлемые деньги пока не суждено. Авиационная промышленность выбрала приоритетом сегмент среднемагистральных лайнеров, и это, вероятно, надолго.