«Космокурс» не получил контракт от «Роскосмоса»

Зато получил порцию внимания СМИ

К участию в конкурсе за право создать ракету с возвращаемой первой ступенью «Роскосмос» впервые допустил частную компанию – «Космокурс».

Тендер она ожидаемо не выиграла, так как другие конкурсанты – Центр Хруничева и РКЦ «Прогресс» – имеют в отличие от «Космокурса» огромный опыт производства ракет (в случае с «Хруничевым» можно говорить и об обширном опыте создания новых). Контракт от «Роскосмоса» получит РКЦ «Прогресс» (ракету он обещает сделать за 407 млн руб.). Зато «Космокурс» (который, кстати, предлагал цену вдвое меньше – 203 млн руб.) получил порцию заслуженного внимания СМИ, поскольку действительно впервые полностью частная компания – по сути, стартап – участвовала в подобном тендере.

Проигрыш не скажется на дальнейшей жизни «Космокурса», который продолжит реализовывать свой сверхамбициозный проект – строительство частного космодрома в Нижегородской области. Оттуда в космос на созданных «Космокурсом» ракетах планируется отправлять туристов, готовых заплатить десятки тысяч долларов за билет.

Космический туризм давно признан перспективнейшим вектором развития космонавтики, однако до сих пор ни одна компания в мире не смогла довести такого рода проект до логичного завершения – собственно отправки людей в космос. Близки к этому Blue Origin Джеффри Безоса и Virgin Galactic, созданная Ричардом Брэнсоном. Последний обещал начать полеты еще в 2008 г., но с тех пор премьера каждый год переносится еще на год. Это при том, что материальная часть – космоплан и самолет для его запуска были готовы (т. е. взлетели в ливрее Virgin Galactic) еще 10 лет назад. Короче говоря, отправка людей в космос – это сложнейший бизнес, и «Космокурсу» стоит пожелать максимум удачи и терпения.

Частная космонавтика как явление стала интересна россиянам несколько лет назад на фоне успехов Илона Маска. Вероятно, от российской частной космонавтики тоже ждут амбициозных проектов и харизматичных персонажей. Сооснователь и глава «Космокурса» Павел Пушкин – достойный кандидат в русские Илоны Маски, хотя он не пришел в индустрию извне с дерзкими идеями, как Маск, а рос внутри ее, проектируя ракетный комплекс «Ангара» в Центре Хруничева.

При этом в целом российская и американская частная космонавтика – это два очень разных явления. У американцев это бизнес, а у нас – что-то среднее между плечом, которое большой бизнес подставляет государству, и благотворительностью. Характерный пример – S7 Space Владислава Филева. Эта компания в 2016 г. приобрела плавучий космодром Sea Launch (о его значимости для России часто говорит глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин) и за свой счет перебазировала его на Дальний Восток. Как S7 Space собирается зарабатывать, пока тайна, поскольку ракет для Sea Launch сейчас не делают (прежде это были украинские «Зениты»).

Впрочем, в девяностые и нулевые годы частная космонавтика существовала в России именно как бизнес. Строился он главным образом на конверсии баллистических ракет. Самая успешная и известная компания в этом ряду – «Космотрас» – в свое время привлекла интерес Маска. Он приезжал в Москву в 2002 г. для переговоров с ее руководством на предмет возможности покупки двух ракет – этот эпизод подробно описан в книге Эшли Вэнса «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее».

Тогда же, в начале нулевых, начал вкладывать деньги в космические технологии основатель УГМК Искандер Махмудов, инвестор «Космокурса». В начале 2000-х УГМК оплатила доработку ракет «Зенит», а также апгрейд пусковой установки для них на «Байконуре», став инвестором и совладельцем компании «Международные космические услуги». «Это мой вклад в развитие государства» – так Махмудов комментировал этот проект.

Свои инвестиции в «Космокурс» бизнесмен афишировать не любит. Хотя речь идет минимум о $200 млн. И это вполне весомый вклад в развитие российской частной космонавтики.