Благодаря сделке с «Яндексом» Тиньков решил все свои задачи

Теперь он может заняться своим новым «главным проектом»

В июне 2019 г. на Петербургском международном экономическом форуме Олег Тиньков полушутя предложил Аркадию Воложу объединить бизнес. «Если мы объединимся с «Яндексом» в широком смысле, то капитализация объединенной компании будет более $20 млрд и Сбербанку мало не покажется, потому что самые талантливые люди работают в этих двух компаниях», – сказал тогда Тиньков. Спустя год с небольшим, 22 сентября 2020 г., было официально объявлено, что «Яндекс» и «Тинькофф банк» принципиально договорились о сделке, стоимость которой, по предварительным оценкам, составит $5,48 млрд (50%, как предполагается, «Яндекс» заплатит за банк деньгами, 50% – своими акциями).

И – будто специально – об этом стало известно за два дня до знаменательной конференции Сбербанка, на которой тот объявил о сокращении своего имени до «Сбер» в связи с «самой масштабной трансформацией в своей истории» и «превращением в полноценную технологическую компанию». В июне этого года «Яндекс» и «Сбер» (тогда еще Сбербанк) заявили о прекращении партнерства и разделе совместных активов. То есть, едва завершив развод со «Сбером», «Яндекс» заместил банковский функционал в своей экосистеме, договорившись о покупке «Тинькофф банка».

Для Тинькова это уже четвертая удачная продажа бизнеса. В 1997 г. он продал сеть магазинов электроники «Техношок» – за $7 млн. В 2002-м расстался с компанией – производителем пельменей «Дарья», по некоторым оценкам, за $40 млн. В 2005-м реализовал свои пивоваренные заводы компании Sun InBev – за $230 млн (правда, $150 млн из них ушло тогда на выплату долгов). И наконец, спустя еще 15 лет – почти $5,5 млрд за «Тинькофф банк». Вот так, каждый последующий бизнес на порядок больше предыдущего – завидное, кстати, постоянство, много говорящее о характере и способностях Тинькова.

Продавая «Тинькофф банк», он решает несколько актуальных для себя задач. В марте 2020 г. Тиньков сообщил, что болен лейкемией, после чего ушел с поста председателя совета директоров банка и передал бизнес в семейный траст. Чуть раньше, в конце февраля, американский минфин обвинил Тинькова в сокрытии от налогов активов на $1 млрд. 25 сентября Вестминстерский магистратский суд в Лондоне, где Тиньков проходит лечение (и только что перенес трансплантацию костного мозга), должен был решать вопрос о его экстрадиции в США, но вчера стало известно, что в связи с состоянием здоровья Тинькова заседание будет перенесено на 6 ноября. Таким образом, продав банк, Тиньков защитил себя и семью от самых негативных сценариев: если претензии американских властей окажутся обоснованными, у него будет чем расплатиться (на это ему, возможно, понадобится от $200 млн), а в случае усугубления проблем со здоровьем его семья останется с деньгами, а не со сложным бизнесом, который требует постоянного внимания и развития.

Только одной своей цели Тиньков не добился. Он не раз заявлял о своей уверенности, что «Тинькофф банк» сможет вмешаться в битву экосистем «Яндекса» и «Сбера» и стать третьим главным игроком на рынке. Теперь уже ясно, что этого не случится (хотя опосредованно – через «Яндекс» – его банк все же поучаствует в этой битве). Впрочем, по словам Тинькова, сегодня главный его проект – выжить. И несмотря на то что после объявления о сделке с «Яндексом» он заявил, что «точно останется в банке», Тиньков может сейчас отойти в сторону, чтобы заняться новым «главным проектом», оставив гигантов биться друг с другом.-