Финтех по-русски

Как позиционировать российские финтех-стартапы

Инвестиции в финтех-стартапы по-прежнему актуальны. Это, в частности, подтверждают две последние сделки фонда DST Юрия Мильнера. 

Фонд принял участие в четвертом раунде инвестиций в компанию Robinhood – онлайн-платформу, с помощью которой клиенты-миллениалы могут торговать акциями публичных компаний без комиссии. Оценка компании по результатам раунда составила $11,7 млрд. Вторая сделка фонда – также американский стартап Greenlight Financial Technology, который помогает родителям воспитывать в детях ответственное отношение к персональным финансам. Компания выпускает дебетовую карту для детей и подростков, которой родители управляют через приложение, выбирая магазины, в которых их дети могут тратить деньги, и контролируя операции и состояние счета. Эта компания была оценена в $1,2 млрд.

Финтех отвечает на давно назревшую потребность в быстрых, мало бюрократизированных финансовых услугах, будь то расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, инвестирование или что-либо еще. Несмотря на наличие разнообразных новых технологий, облегчающих получение таких услуг, традиционные финансовые институты трансформируются медленно. Кроме того, регуляторное давление центральных банков постоянно создает все новые ограничения для потребителей, а финтех-стартапы стараются адекватно отвечать на них. Люди хотят быстро и просто получать займы, размещать свои средства, переводить деньги без ответов на назойливые вопросы.

Интересно, что наиболее яркие международные финтех-стартапы ориентированы именно на решение задач физических лиц. Но в России значительная часть финтех-стартапов фокусируется на b2b-секторе, разрабатывая решения для банков, МФО и страховых компаний, интегрируясь с традиционной финансовой инфраструктурой, покупая банки или, наоборот, входя в их состав. Как и в других секторах, b2c-проекты здесь сталкиваются с ограниченной платежеспособностью населения и жестким регулированием.

Стагнация реальных доходов населения, которая сохранится еще несколько лет на фоне экономических последствий пандемии, уже сформировала ясный запрос на финансовые услуги. Это снижение их стоимости (пока же большинство российских финтех-стартапов отличается довольно высокими комиссиями), расширение возможностей для сбережений и получения пассивного дохода (на фоне низких ставок по депозитам) и повышение финансовой грамотности. Ответ на эти запросы может стать почвой для строительства нового поколения мощных российских финтех-компаний.