Безжалостный срок для Юрия Дмитриева

Юристы не помнят столь резкого ужесточения приговора апелляционной инстанцией

Верховный суд Карелии, вмешавшись в дело главы республиканского «Мемориала» историка Юрия Дмитриева, радикально ужесточил ему меру наказания. Решение беспрецедентное и шокирующее. Опрошенные «Ведомостями» юристы называют его нонсенсом. Но вот ведь факт: 29 сентября 2020 г. Верховный суд Карелии рассмотрел апелляционные жалобы на приговор Петрозаводского городского суда по делу о насильственных действиях сексуального характера в отношение несовершеннолетней приемной дочери Дмитриева (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ) – с изначальным приговором не был согласен ни сам Дмитриев, отрицающий обвинения, ни прокуратура, которую не устроило то, что Петрозаводский горсуд назначил ему наказание существенно ниже предусмотренного ст. 132 УК низшего предела (от 12 до 20 лет лишения свободы). И постановил увеличить срок заключения Дмитриева больше чем вчетверо – с 3,5 до 13 лет колонии строгого режима.

Мало того. Теперь Петрозаводский горсуд согласно решению Верховного суда Карелии должен будет еще и повторно рассмотреть остальные обвинения в адрес Дмитриева, по которым он уже был оправдан. Речь идет об инкриминируемых ему развратных действиях, о фотосъемке несовершеннолетнего ребенка в целях изготовления порнографических материалов и о незаконном хранении основной части огнестрельного оружия без разрешения (ст. 135, ч. 3 ст. 135, п. «в» ч. 2 ст. 242.2, ч. 1 ст. 222 УК РФ). Адвокат Дмитриева Виктор Ануфриев заявляет, что решение ВС Карелии «не отличается справедливостью», поскольку апелляция восприняла только доводы прокуратуры. «Такие радикальные изменения, когда приговор полностью перекраивается, – это явление уникальное», – говорит защитник.

Юрию Дмитриеву 64 года. С учетом времени, проведенного под арестом с 2016 г., он мог выйти на свободу уже в ноябре 2020 г. Новый приговор ему правозащитники сравнили фактически со смертной казнью.

Объяснить или хотя бы предположить причину столь безжалостного решения не смог ни один из юристов, с которыми поговорили «Ведомости». Никто из них не вспомнил и случаев, когда вышестоящий суд настолько кардинально ужесточал приговор. Апелляция вообще редко вносит изменения в приговор суда предыдущей инстанции – правкам подвергается не более 10% решений, а при наличии грубых нарушений вышестоящий суд чаще всего направляет дело на новое рассмотрение, говорит адвокат Евгений Смирнов. Случаев, когда в апелляционной инстанции ужесточалось бы наказание, причем настолько серьезно и по такому резонансному делу, не знает и юрист фонда «Русь сидящая» Ольга Подоплелова: «По статистике судебного департамента при ВС России, примерно в 85% случаев в апелляционной инстанции наказание смягчают при пересмотре дела».

По словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Вадима Клювганта, должно было случиться что-то чрезвычайное, обнаружена какая-то очень грубая ошибка нижестоящего суда, чтобы вышестоящий суд настолько усилил наказание за то же самое деяние. Но адвокат Дмитрий Аграновский отмечает, что судебная практика по таким преступлениям становится жестче и часто для обвинения не требуется свидетельств со стороны потерпевших. «Деятельность Дмитриева как главы карельского отделения «Мемориала» вообще восторгов у государства не вызывала, и жестокое наказание – это дань общественному мнению», – считает адвокат.

Теперь единственный для защиты Дмитриева шанс смягчить приговор по ст. 132 УК – кассация, отмечает Подоплелова. А вот дело по другим статьям, возвращенное в суд первой инстанции, с большой вероятностью может теперь закончиться обвинительным приговором и увеличением итогового срока наказания, опасается она.