Коронавирус ускорит вывод российских сериалов на мировой рынок

В отсутствие громких глобальных премьер международные видеосервисы обратили внимание на качественный локальный контент
Вещь недели — русский сериал (на фото кадр из сериала «Эпидемия») /PREMIER

Пока кинокомпании и кинотеатры нервно подсчитывают убытки от коронавируса, у производителей отечественных сериалов появился повод с удовлетворением потирать руки. Сериал Павла Костомарова «Эпидемия» (производство 1-2-3 Production) закрепился в первой пятерке видеосервиса Netflix по просмотрам в мире: по данным flixpatrol.com, 11 октября проект находился на четвертой строке, к 14 октября поднялся на третью. На видеосервисе он доступен под названием To the Lake («К озеру»). Американцы заплатили за права на показ рекордную сумму – по информации «Коммерсанта», около $1,5 млн. Это в 1,5 раза больше, чем у предыдущего рекордсмена – сериала «Лучше, чем люди», купленного Netflix за $1 млн в начале 2019 г.

Кто-то скажет, что все дело в злободневном сюжете «Эпидемии» (сценарий сериала написан по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро»). В центре восьмисерийного сериала судьба героев, спасающихся от загадочного вируса, который погубил большую часть населения Москвы. Один из главных симптомов болезни, убивающей за несколько дней, – кашель. Какой видеосервис откажется на время самоизоляции поставить в рекомендованные картину о том, как герои выбираются из вымершего постапокалиптического мегаполиса?

Иллюстрацией высокого зрительского интереса к проекту стали твиты Стивена Кинга, несколько раз делившегося своими впечатлениями от просмотра «Эпидемии» в своем Twitter. Писатель сравнил сериал со спагетти-вестерном «со снегом и смертельным вирусом».

И все же причина международного признания «Эпидемии» не только в художественных достоинствах и злободневности темы, но и в том, что сериал оказался в нужное время в нужном месте. Коронавирус сыграл злую шутку с глобальными видеосервисами, исторически сосредоточенными на американском контенте: в какой-то момент новые съемки сериалов пришлось заморозить, а постпродакшн тех проектов, что уже были сняты, затянулся. В результате 2020 год может похвастаться рекордно низким количеством громких премьер.

Однако выход из положения был найден. Глобальные видеосервисы взялись за разработку удаленных сериальных месторождений – библиотек локального контента. И российские сериалы, качество которых в последние годы растет, стали для интернет-мейджоров одним из многообещающих рудников. Тому же Кингу «Эпидемия», судя по всему, понравилась. «Выглядит круто», – написал он, правда уточнив, что «некоторые моменты сняты шиворот-навыворот».

Следствием кризиса в киноиндустрии стала ситуация, в которой шансы качественного сериального контента из России быть замеченным международными игроками повысились. Разумеется, счастливые случаи происходят с теми, кто хорошо к ним подготовился: та же «Эпидемия» еще в апреле вошла в рейтинг Fresh TV самых многообещающих проектов по версии швейцарской исследовательской компании The Wit на крупнейшем рынке контента MIPTV.

Продажа прав на российские сериалы за рубеж превращается в мейнстрим, и коронавирус, похоже, способствует этому процессу. «Лучше, чем люди», «Мата Хари», «Троцкий», «Триггер» – далеко не полный список проектов, за права на которые оказались готовы платить зарубежные медиакомпании в последние годы. 14 октября телекомпания НТВ сообщила о продаже японским вещателям прав на два сериала – новый исторический детектив «Безсоновъ» (20 эпизодов) и триллер «Шуберт» (10 эпизодов), вышедший в 2017 г. А в мировой рейтинг самых многообещающих новых проектов от компании The Wit, который вышел на днях в рамках международного рынка контента MIPCOM Online+, попали сразу три российских сериала и один телевизионный формат – «Шерлок в России» и «Хороший человек» (видеосервис Start и студия Yellow Black & White), «Территория» (ГПМ РТВ) и шоу знакомств «Секрет» (ТНТ).