Подцензурная сеть

Корпорации и государства открыто наступают на свободу слова

Новый формат Facebook, вызвавший раздражение у множества людей, был навязан в последние недели 2,7 млрд пользователей социальной сети. Эта история – часть намного более масштабной проблемы. Журнал The Economist опубликовал недавно большой материал об усиливающемся контроле над пользователями и цензуре в социальных сетях, одна из крупнейших американских газет – New York Post также выразила возмущение в связи с последними решениями ведущих платформ в этой области.

Один из самых громких новых скандалов разразился как раз вскоре после публикации в New York Post. 14 октября пользователи Twitter начали получать странные сообщения: когда они попытались поделиться историей с разоблачением электронных писем, предположительно с ноутбука Хантера Байдена, сына кандидата в президенты США от демократической партии, им сообщали, что их твит не может быть отправлен, поскольку ссылка была идентифицирована как вредная. В то же время многие пользователи Facebook вообще не видели эту историю: социальная сеть понизила ее в ленте.

Это верхушка айсберга. За два года Facebook в 10 раз увеличил число удаляемых высказываний, включая проявления того, что принято считать «речью ненависти». Империя Марка Цукерберга сейчас отключает около 17 млн «поддельных аккаунтов» каждый день – вдвое больше, чем три года назад. YouTube примерно с 2 млрд постоянных пользователей удалил 11,4 млн видео в прошлом квартале вместе с 2,1 млрд комментариев пользователей – по сравнению с 166 млн комментариев во II квартале 2018 г. Twitter (около 350 млн пользователей) удалил 2,9 млн твитов во второй половине прошлого года, что более чем вдвое превышает показатели аналогичного периода годом ранее.

Мнение пользователей о сыне Байдена, Второй мировой войне, национальных или иных отношениях может не совпадать с тем, что думает руководство соцсетей. Но правила устанавливают не миллиарды пользователей, а владельцы. Цензура носит тотальный и непредсказуемый характер.

Жалобы поступают со всех сторон. Сенаторы-республиканцы хотят получить показания от Цукерберга и Джека Дорси, руководителей Facebook и Twitter, об их «антиконсервативных предубеждениях». Но протестуют и некоторые либеральные правозащитники – они говорят, что ряд публикаций, удаленных с YouTube, содержали важную информацию о преступлениях режима Башара Асада в Сирии. New York Post назвала происходящее «актом современного тоталитаризма», осуществленным людьми из Кремниевой долины. Но разве только ими? Китайская сеть TikTok удалила 105 млн клипов в первой половине 2020 г., что вдвое больше, чем за предыдущие шесть месяцев. Китайцы особенно чувствительны к упоминаниям событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, когда правительственные войска расстреляли протестовавших рабочих и студентов. Вы можете посочувствовать бастовавшим студентам, требовавшим парламентской демократии, или Независимому союзу рабочих Пекина, восставшему 31 год назад с целью свержения власти компартии и установления рабочего самоуправления на заводах; возможно, вы не согласны с политикой КНР в Гонконге или где-нибудь еще. Если так, у вас не может быть гарантий от удаления вашего сообщения из китайской соцсети.

Русский социальный и политический мыслитель начала XX в. Виктор Чернов указывал, что современное общество создает условия, при которых отдельные личности с исключительными способностями могут эффективно монетизировать свои таланты и создать новое успешное предприятие (разумеется, не в одиночку, а при участии многих других, но нельзя отрицать заслуги выдающейся личности). Проблема в том, что потом миллионы оказываются в зависимости от таких людей. Супербогатый инвестор, сделавший неудачное вложение, может способствовать тому, чтобы рухнули рынки целой страны, или профинансировать войну против другого государства, потому что ему нужны, например, железо и нефть. Так же и в случае с соцсетями: один талантливый человек, посчитавший себя выше других, может устроить ад миллиарду пользователей.

Впрочем, в настоящее время дело уже не только во владельцах соцсетей. Например, в 2014 г. Европейский суд установил «право человека на забвение», т. е. право на удаление из сети ссылок на данные, которые, по мнению человека, могут нанести ему вред. Теперь Google ежегодно удаляет около 250 000 таких ссылок. В прошлом году Европейский суд принял решение, согласно которому европейские страны могут приказать Facebook удалять контент по всему миру, а не только для пользователей в пределах своих государственных границ. В Германии закон о защите сетей, принятый в 2017 г., угрожает платформам штрафами в размере до 50 млн евро, если они не удалят признанный незаконным контент в течение суток после уведомления.

Происходящее является комбинированным наступлением корпораций, владеющих платформами, и государственных судов на право свободного высказывания. Судебные решения не обязательно запрещают определенный контент, но корпорации, владеющие платформами, предпочитают избегать рисков и удаляют все, что может попасть в область запрета. И не важно, что гильотина цензуры в массовом порядке рубит и совершенно невинные посты и дискуссии. Бизнес не хочет нести финансовые потери в результате исков и принимает меры заранее.