Специфика китайского партнерства

Сейчас именно совместное предприятие – наиболее эффективная форма инвестирования в КНР

В то время как мир захлестывает вторая волна коронавируса и новый спад, Китай во II и III кварталах 2020 г. вышел в рост. ВВП страны в III квартале вырос на 4,9% год к году. И несмотря на все трудности, в мире по-прежнему высок спрос на китайские товары, как и заинтересованность в китайском рынке: в сентябре экспорт вырос на 9,9%, импорт – на 13,2%.

Впрочем, и у Китая немало трудностей: политическое и экономическое давление других государств, напряжение в торговых отношениях – в частности, с США, снижение мирового и внутреннего спроса, растущий долг, спорадический карантин в некоторых городах страны. Это заставляет как власти, так и компании вести проактивную политику. Основной фокус в Китае сейчас на поддержке экспорта, внутреннего потребления и развитии инфраструктуры.

Как сейчас иностранному бизнесу выходить на относительно благополучный рынок КНР? Инвестировать напрямую в создание бизнеса, покупать местные компании или заключать партнерства? И инвестиции с нуля, и сделки M&A в Китае являются капитало- и трудоемкими. M&A также может привести к унаследованию проблем и расходов предприятия, а в кризисное время риски увеличиваются. Создание же совместного предприятия (СП) дает возможность разделить и риски, и расходы. К тому же именно СП чаще всего предпочтительно в Китае из-за огромного количества трудностей, разницы в менталитете, жесткой конкуренции, регуляторных ограничений и даже возможного противодействия иностранцу внутри страны.

Другое соображение: должны ли иностранные компании, выходящие на китайский рынок, прилагать усилия, чтобы разобраться в местной деловой культуре? Здесь ответ однозначный: конечно, да. Предположение, что бизнес должен управляться таким же образом, как и в других странах, часто приводит к негативным последствиям. И это еще один аргумент в пользу СП.

Существует также мнение, что самые крупные бизнес-проекты с иностранным участием в Китае лучше работают, когда создается СП. Исторически все основные и наиболее удачные бизнес-союзы подтверждают это, особенно когда речь идет о партнерствах в автомобильной промышленности, производстве электроники и товаров широкого потребления, промышленном производстве, сетях предприятий быстрого питания и гостиничном бизнесе.

С одной стороны, политические и экономические ограничения на инвестиции между западными странами и Китаем могут вызвать негативную реакцию и трудности как в Китае, так и за рубежом. С другой – посткризисные условия будут стимулировать создание совместных предприятий: исторически их количество увеличивается в период экономического подъема и сразу после кризиса. То есть активность СП наиболее высока как раз после крупных экономических спадов, и Китай по-прежнему будет привлекателен для иностранных компаний после коронакризиса, который, как мы видим, в этой стране подходит к концу. 

СП позволяют иностранным компаниям использовать рабочую силу, местные ноу-хау, доступ к капиталу, деловые связи своего местного партнера (который вполне может быть и китайской госкомпанией), рассчитывать на более быстрый доступ к рынкам, на помощь в работе с государственными органами, получать доступ к местным каналам поставок и сбыта.

Конечно, на практике процесс создания СП сложен, а согласование договора о совместной деятельности (договор между учредителями СП) может занимать очень много времени. Кроме того, нужно учитывать сложности корпоративного управления, внутренние споры, культурные различия, а также то, что бизнес СП может пересекаться с другими бизнесами партнера. Особое внимание должно быть уделено интеллектуальной собственности. И не стоит забывать, что в ряде отраслей иностранный инвестор в Китае не может иметь долю владения более 50%.

Несмотря на все эти трудности, более 90% крупнейших СП в Китае, созданных менее 15 лет назад, сегодня все еще работают. Удивительно, но и почти 70% СП, которым больше 25 лет, также все еще наращивают обороты и получают прибыль.

Процесс создания СП многоступенчатый и включает в себя несколько стадий: это и оценка стратегического потенциала, и выбор партнера, и структурирование проекта, и переговоры, и согласование вопросов корпоративного управления, имплементация и дальнейшая оценка качества работы СП, отработка механизма выхода. Каждая стадия делится на этапы, и консультант может работать с инвестором по проработке каждого из них, включая определенные процедуры due diligence. При этом поиск правильного партнера имеет первостепенное значение. Стратегические цели партнеров могут не всегда полностью совпадать, но должны быть прозрачны и понятны – совместное предприятие может быть успешным только там, где совпадают интересы.

Кстати, все то же самое может касаться и создания СП с китайскими компаниями за рубежом – китайцы будут сейчас нуждаться в большей помощи со стороны местных партнеров, чем ранее. Как и в Китае, иногда на решение трудностей иностранному инвестору нужно потратить намного больше времени и усилий, чем местному партнеру.

В настоящее время многие компании находятся в режиме выживания. Но компании, способные быстрее прийти в норму, получат преимущество. При разумном подходе, правильном партнере, надежной системе управления и структуре СП могут стать мощным инструментом для бизнеса в Китае.