Нынешнее поколение израильтян будет жить в другой стране

В Израиле растет напряженность между светским и религиозным населением

Центральное статистическое управление Израиля опубликовало прогноз, согласно которому к 2060 г. доля ортодоксального населения страны вырастет с 10 до 25%. Это связано с высокой фертильностью религиозных евреев, в семьях которых в среднем по пять детей. При этом лишь 40% мужчин из ортодоксальных семей имеют работу, уровень бедности среди них достигает 46,6%. Но доля и влияние этой слабо интегрированной в рынок труда группы с часто низким уровнем образования постоянно растет, и это беспокоит политиков и экспертов.

Община ортодоксов существовала в Палестине еще до возникновения государства Израиль. Ортодоксальные евреи делятся на множество направлений и сект – литваки, разные течения в хасидизме (любавические, гурские, сатмарские и другие хасиды), религиозные евреи из стран Востока. Они подчиняются авторитетным раввинам и получают образование в учебных заведениях, где почти не преподают светских наук. Одежда и быт религиозных евреев напоминают о местечках времен Речи Посполитой.

Для туристов ортодоксальные евреи, или харедим, – одна из визитных карточек Израиля, но многие светские израильтяне воспринимают религиозных сограждан не так благожелательно. Для них ортодоксы – это нахлебники, которые не желают служить в армии, предпочитают работе изучение Торы и навязывают свой образ жизни нерелигиозному населению.

Но и лояльность харедим Израилю условна. Согласно ортодоксальному иудаизму до прихода мессии евреи не могут создать свое государство. Некоторые религиозные евреи, как, например, сатмарские хасиды, отрицают сионистский проект, другие признают Израиль де-факто, стараясь извлечь из него преференции для своих общин. В последние десятилетия ни одно правительство не обходится без религиозных партий, которые включают в коалиционные соглашения пункты о строительстве жилья для ортодоксов, финансировании йешив и многодетных семей. Критики харедим рассматривают их как мафиозную структуру, которая ставит свои интересы выше общенациональных и коррумпирует государственный аппарат.

Коронакризис обострил противостояние между религиозными и светскими жителями Израиля. Уже во время первой волны эпидемии не менее 40% зараженных приходилось на ортодоксальных евреев. Ситуация повторилась и во время второй волны. Министр внутренних дел Израиля Арье Дери заявил: «Необходимо <...> отдавать себе отчет в случившемся. 70% инфицированных относятся к религиозному сектору населения». Масла в огонь подлил тот факт, что весной 2020 г. минздрав страны возглавлял раввин Яаков Лицман, лидер религиозной партии «Агудат Исраэль».

Эксперты связывают распространение эпидемии среди ортодоксов со скученностью, бедностью, плохой информированностью религиозных евреев (у многих из них нет телевизора и доступа в интернет), а также частым посещением ими синагог и йешив. Раздражение израильтян вызвало то, что правительство до последнего момента не вводило карантин для харедим, прибывавших из США. Но попытки закрытия синагог и штрафы за коллективные молитвы спровоцировали неповиновение ортодоксов, встречавших полицейских криками «нацисты!» и «антисемиты!».

Силовое противостояние с ортодоксальной общиной и навязывание ей светского образа жизни чреваты политическими и идеологическими издержками. Так, регулярные попытки призыва студентов йешив в армию приводят к массовым демонстрациям протеста не только в Израиле, но и в США. Это негативно сказывается на имидже «еврейского государства».

Часть экспертов считает, что торжество ортодоксальной общины в демографической гонке отнюдь не предопределено. Специалисты Иерусалимского университета Эйтан Регев и Габриэль Гордон обратили внимание, что все больше молодых ортодоксов предпочитают образ жизни светского населения. Причинами тому являются дискриминация женщин, бедность и перенаселенность. По их данным, в 2017 г. к харедим присоединилось 4900 молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, тогда как 12 200 человек покинули общину. Авторы считают, что эпидемия коронавируса усилит эту тенденцию.

Но пока тон в израильском обществе задают пессимисты. Доктор Чак Фрейлих, бывший заместитель начальника штаба национальной безопасности, на страницах «Ха-Арец» подводит неутешительный итог в фельетоне, где цитируется «послание из 2060 г.». Из-за того что в школах преподают преимущественно религиозные дисциплины, израильский хай-тек пришел в упадок и Израиль превратился в страну третьего мира. Премьер-министром стал ортодоксальный еврей. Законы государства приведены в полное соответствие с религиозными нормами. Светские кварталы Тель-Авива и Хайфы окружили себя стеной и провозгласили автономию. А евреи Америки потеряли всякий интерес к фундаменталистскому проекту на Ближнем Востоке.

Некоторые считают, что этот сценарий реализуется раньше. Элиза Блох, мэр города Бейт-Шемеш, ставшего социально неблагополучным из-за растущего религиозного населения, полагает, что «Израиль 2040 г. будет выглядеть как Бейт-Шемеш в 2020-м». А Арнон Софер из Хайфского университета пишет, что в 2030 г. в Израиле будет «религиозное образование, галахический суд, а пресса переживет революцию, после которой из нее исчезнет привычный контент». Для светского населения места будет все меньше, что поставит под вопрос самое будущее Израиля.