Virgin Hyperloop провела испытание вакуумного поезда

До начала коммерческой эксплуатации нового вида транспорта компания должна ответить на многие вопросы

Американская частная компания Virgin Hyperloop провела 8 ноября первые испытания капсулы вакуумного поезда с пассажирами. Как сообщает компания, тестирование прошло на полигоне DevLoop в штате Невада. Двухместная капсула-прототип XP-2 с двумя пассажирами преодолела полукилометровый тоннель, разогнавшись в пути до максимальной скорости в 170 км/ч. Пассажирами стали один из основателей Virgin Hyperloop – технический директор Джош Гигель и директор по качеству обслуживания пассажиров Сара Лучьян.

До этого Virgin Hyperloop провела на полигоне уже более 400 тестов без пассажиров. На данный момент рекорд скорости составляет около 400 км/ч, в то время как разработчики нацелены на то, чтобы капсула на 28 пассажиров могла разгоняться до 1000 км/ч и более. В этом случае поездка, например, из Нью-Йорка в Вашингтон займет около получаса – почти вдвое быстрее, чем на самолете, и в 4 раза быстрее, чем на скоростном поезде. Компания рассчитывает пройти сертификацию безопасности нового вида транспорта в 2025 г. и начать коммерческие перевозки в 2030 г.

Идея Hyperloop принадлежит американскому миллиардеру Илону Маску. В 2013 г. он заявил, что не будет патентовать технологию, потому что не может одновременно заниматься автомобилями (Tesla), ракетами (SpaceX) и поездами (Hyperloop). Маск представил Hyperloop публике и пригласил всех желающих реализовать его идею. Hyperloop состоит из трубопровода, из которого откачивается воздух для достижения меньшего сопротивления. По трубе двигаются капсулы на магнитной подушке с пассажирами и грузами. Разгон и торможение капсулы осуществляется с помощью электромотора.

Приглашение Маска приняли несколько компаний: Hyperloop Transportation Technologies, Virgin Hyperloop (прежние названия – Hyperloop Technologies, Hyperloop One и Virgin Hyperloop One), Arrivo и др. Однако именно основанная в 2014 г. Virgin Hyperloop на данный момент продвинулась дальше всех. Компания получила инвестиций более чем на $400 млн от таких гигантов, как британская Virgin Group, французский железнодорожный оператор SNCF, портовый оператор из ОАЭ DP World и американская General Electric. Среди крупнейших инвесторов также был фонд Caspian VC Partners Зиявудина Магомедова: в 2015–2017 гг. фонд вложил в Virgin Hyperloop более $100 млн, а Магомедов входил в совет директоров компании с октября 2016 г. до мая 2018 г. (т. е. еще два месяца после своего ареста).

С 2016 г. Virgin Hyperloop активно работает с правительствами многих стран для оценки потенциальных проектов строительства маршрутов вакуумных поездов. В числе таких проектов пассажирское сообщение между аэропортами Москвы, а также между Москвой и новой Москвой, маршруты Хельсинки – Стокгольм, Хуньчунь – порт Зарубино, четыре маршрута в США, три в Индии, два в Великобритании, по одному в Мексике, Канаде и ОАЭ.

Несмотря на успехи компании, отмечают специалисты, проведенные Virgin Hyperloop испытания пока не дают ответа на главный вопрос: насколько безопасными будут вакуумные поезда при запланированных высоких скоростях и дальних расстояниях? Разгерметизация трубы в случае природной катастрофы или теракта грозит смертью всем пассажирам.

Экономическая эффективность этого вида транспорта также нуждается в обосновании. До сих пор не решены такие технические вопросы, как достижение состояния вакуума в трубе такого объема (в десятки раз больше самой большой вакуумной камеры в мире) и тепловое расширение труб – ведь при длине в сотни километров труба может гулять на сотни метров в случае существенного колебания температур.