Honda Motor первой в мире запустит массовое производство автономного автомобиля 3-го уровня

Седан Honda Legend появится на дорогах Японии весной будущего года
REUTERS

Японская Honda Motor 11 ноября объявила, что министерство государственных земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии выдало сертификат безопасности ее технологии автономного управления автомобилем 3-го уровня Traffic Jam Pilot. Поскольку в Японии уже принят закон, разрешающий эксплуатацию автомобилей с этим уровнем автономности, Honda станет первым в мире автопроизводителем, запустившим массовое производство таких автомобилей.

Как сообщает компания, до конца марта 2021 г. в продажу в Японии должна поступить модель седана Honda Legend, оснащенная технологией Traffic Jam Pilot. Автономность 3-го уровня («без глаз») означает, что автомобиль может двигаться самостоятельно в течение длительного времени в стабильных дорожных обстоятельствах, но при необходимости (например, при резком изменении погодных условий) предупреждает водителя, что пора брать управление на себя (водитель должен это сделать, иначе автомобиль остановится). Таким образом, за рублем новой Legend можно будет спокойно отвлечься в пробке на просмотр контента на смартфоне или в информационно-развлекательной системе автомобиля. Цена новой модели составит около 10 млн иен ($95 000), что на 40% выше стоимости этой же модели без возможности автономного управления.

В автоиндустрии принята предложенная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) шестиуровневая классификация автоматизации управления автомобилем. Уровень 0 («без автоматизации») означает, что управление полностью контролирует водитель (автомобили с обычным круиз-контролем тоже относятся к нулевому уровню – способность удерживать фиксированную скорость не считается автономностью). На уровне 1 («без ног») на помощь водителю приходят автоматические функции, которые повышают лишь общий уровень безопасности и комфорта (среди таких систем – адаптивный круиз-контроль, предупреждение о выезде из полосы движения или о возможном столкновении).

Автомобили со 2-м уровнем автономности («без рук») предлагают частичную автоматизацию некоторых задач, например удержание машины в полосе движения, но при этом требуется постоянное вовлечение водителя в процесс управления: руки с руля можно убирать ненадолго, следить за дорогой нужно постоянно. Уровень 4 («без внимания») подразумевает самостоятельное движение автомобиля в большинстве дорожных условий – водитель, по сути, становится пассажиром. К этому уровню автономности можно отнести все беспилотные автомобили с водителем-оператором, которые проходят испытания в разных странах мира. Honda рассчитывает завершить разработку и сертификацию технологии автономного управления автомобилем 4-го уровня к 2025 г. Ну а на уровне 5 («без водителя») наступает полная автономность транспортного средства от водителя-человека.

Технологии беспилотных автомобилей разрабатывают практически все автокомпании мира – самостоятельно или в сотрудничестве с технологическими фирмами. Но из-за высокой пока стоимости технологий большинство проектов направлено на коммерческие перевозки – службы такси и доставки. В США Honda совместно с американской General Motors и японской SoftBank Group являются основными владельцами компании Cruise, которая с 2013 г. разрабатывает технологии автономного управления и проводит испытания беспилотных автомобилей с водителем-оператором.

В октябре 2020 г. компания объявила, что получила разрешение департамента транспорта штата Калифорния на проведение испытаний в реальных городских условиях без присутствия оператора в салоне, и станет первой компанией, которая проведет такие испытания в крупном американском городе (это будет Сан-Франциско). А ритейлер Walmart заявил, что будет тестировать возможность организации доставки товаров беспилотными автомобилями Cruise в небольшом городе Скоттсдейл, штат Аризона. Разрешения на проведение испытаний беспилотных авто без оператора в США имеют также Waymo (принадлежит Alphabet, которая владеет Google), Nuro (американский стартап), AutoX (китайский стартап) и Zoox (принадлежит Amazon). Они получили разрешение до Cruise, но пока не проводили испытаний в условиях большого города.