О чем говорит успех Ozon

Политика не влияет на интерес инвесторов

Российский онлайн-ритейлер Ozon провел крайне успешное IPO на NASDAQ. В первый день котировки старейшего российского интернет-магазина превысили цену размещения на 34%. Bloomberg уже назвало это IPO самым успешным для российских компаний с 2011 г. (после «Яндекса» с его ростом в первый день на 55%). Ценность успеха Ozon особенно велика с учетом того, что он еще недавно считался неэффективной компанией, только тратившей деньги поколений акционеров. Но Ozon показал и способность меняться, и потенциал для роста.

Еще одна хорошая новость – план онлайн-кинотеатра Ivi выйти на NASDAQ в начале 2021 г. Ivi сильно вырос на волне спроса на indoor-развлечения и теперь с долей в 23% возглавляет список ведущих видеосервисов в стране. На этом рынке сейчас горячо: «Сбер» стал владельцем Okko, «Мегафон» купил крупную долю в сервисе Start, Veon нацелился на Megogo. А хороши новости тем, что российский онлайн-бизнес развивается и востребован у инвесторов – вопреки расхожему мнению, что иностранцы не хотят покупать российские компании. Хотят, но для этого актив должен соответствовать мировым трендам, иметь подтвержденный потенциал масштабирования, быть прозрачным и надлежащим образом упакованным.

Как раз в рамках этого треугольника и возникают проблемы. И дефицит именно таких проектов – основной фактор нехватки иностранных инвестиций. Однако международные рынки капитала отнюдь не закрыты для отечественных компаний, которые способны продемонстрировать соответствие этим параметрам. Здесь сложно не вспомнить ошеломляющий успех Tinkoff при первичном размещении на LSE с оценкой, в 8 раз превышающей собственный капитал банка.

А теперь так себе новость: российский финансовый рынок по-прежнему не может удовлетворить спрос бизнеса на инвестиции. Все наиболее значимые IPO российских эмитентов, особенно технологического сектора, проходят на зарубежных площадках, в то время как Московская биржа остается домом преимущественно для ресурсных, строительных и традиционных финансовых компаний. Это отражает структуру российского бизнеса, консерватизм крупных отечественных инвесторов и чрезмерное влияние государства на экономику, не говоря уже о том, что в стране просто не хватает денег – страна бедная.

Но успех уже далеко не первой российской компании на NASDAQ вселяет надежду, что рост числа таких проектов раскачает и российский фондовый рынок.