Швеция устала идти своим путем в борьбе с коронавирусом

Хотя этот путь оказался эффективнее, чем во многих европейских странах

Швеция единственной из развитых стран не вводила жестких эпидемиологических ограничений. По всему миру в 2020 г. множились массовые протесты, а то и восстания, а в Швеции царит социальная стабильность. Всюду недоверие к властям, теории заговора и ковид-диссидентство. Но только не в Швеции – здесь от правительства, напротив, требуют ограничений.

Мягкий курс социал-демократического правительства пользовался поддержкой в обществе. Рейтинг правящей партии вырос с 23 до 31%. В мае правительству доверяло 59%, а Управлению здравоохранения – 77% шведов. Главным критиком «шведской модели» стали либеральные медиа. «Управление народного здравоохранения провалилось. Теперь пора политикам вмешаться», – писала самая влиятельная шведская газета Dagens Nyheter, требуя введения карантина. Экспертное сообщество раскололось. Правительства других стран, критиковавшие шведов, постепенно стали заимствовать их опыт, а высокопоставленный чиновник ВОЗ даже назвал шведскую стратегию борьбы с коронавирусом образцом для других стран.

К концу осени Швеция оказалась на 31-м месте в мире по общему числу умерших от коронавируса – 6681 человек. Если считать на душу населения, то страна занимает 24-е место – 660 человек на 1 млн населения. Эти показатели лучше, чем в США, Великобритании, Франции, Италии и Чехии, которые вводили локдауны. А общий уровень смертности в стране и вовсе практически соответствует средним показателям за последние пять лет. За высокой избыточной смертностью во II квартале последовала низкая в третьем (на 23% ниже средних показателей). 68% умерших от эпидемии были старше 80 лет (26% старше 90). Лишь менее 1% среди жертв эпидемии были моложе 50. Подобная структура смертности отчасти объясняется приватизацией социальных служб. Треть социальных работников, ухаживавших за пожилыми, работают по почасовой ставке или временным контрактам. Не имея права на больничный, они часто не могут отказаться от смены, даже если заболевают. В итоге эпидемия захлестнула дома престарелых, унеся жизни 1000 человек из 14 000 их обитателей.

Вторая волна эпидемии вызвала рост заболеваний, но ситуация остается под контролем. Если в апреле от ковида умирало почти 100 человек в день, то сейчас – не более 30. Однако правительство не выдержало давления и пошло на уступки. С 24 ноября были введены первые ограничения: запрещены демонстрации, спектакли, массовые мероприятия, а бары и рестораны прекращают продавать алкоголь после 22.00. Социологические исследования фиксируют падение уровня доверия к правительству.

Отказавшись от «шведской модели» борьбы с эпидемией, страна может повторить свой собственный опыт, когда она отказалась от «шведского социализма». Свободы станет меньше, но безопасности не прибавится. Зато Швеция станет «как все».