Зачем миллиардеры учат людей жить

Борьба с консьюмеризмом как самодовольство

Создатель социальной сети «В контакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров в минувшую пятницу опубликовал очередное назидание о вреде консьюмеризма, о радости творчества и о том, как правильно жить.

Философия добровольного отказа от бесконечного потребления во имя творческого развития, здоровых радостей жизни или ради спасения планеты от экологических проблем не нова. Но банальность никогда не смущала Дурова. Он часто дает своим читателям мудрые советы: не переедать, не пить алкоголь, заменить мясо морепродуктами, больше гулять и спать, не злоупотреблять медикаментами. Но на этот раз он вышел за границы частной сферы и затронул фундаментальные проблемы человечества.

Критика потребительского общества десятилетиями была одним из ключевых направлений в мировой философии и искусстве. Жан Бодрийяр анализировал, как потребление воспроизводит социальную иерархию и создает смыслы новой культуры. Герберт Маркузе изучал, как консьюмеризм трансформирует духовный мир индивидуума, навязывая ему мысли, желания и переживания и превращая его в «одномерного человека». Наоми Кляйн описывала, как общество потребления усиливает неравенство, подавляет свободу и создает угрозу войны. Мюррей Букчин, Деннис Медоуз и сотни других мыслителей критиковали катастрофические последствия потребительского капитализма для экосистемы планеты. И вот молодой миллиардер Дуров сообщает пораженной публике: все наши проблемы вызваны в первую очередь чрезмерным потреблением. Правда?

Павел Дуров, конечно, не одинок, есть и другие пророки цифровой экономики. Кодифицированные правила жизни и отлитые в примитивные формулы сентенции миллиардеров о том, что мечтать о деньгах не нужно и тогда они сами упадут на ваш банковский счет, совпадают местами вплоть до буквальности. Но эта сугубо индивидуальная стратегия «этического потребления» применима только для тех, кто может позволить себе долгий сон, жизнь без стресса и одинокий домик в лесу, т. е. для тех, кто является бенефициаром той системы, с которой Дуров зовет бороться.

Впрочем, его текст, помимо нравоучения, содержит другое послание, возможно, не вполне осознанное самим автором. Ключевым товаром, завернутым в обертку этой нехитрой «философии», является этическое оправдание собственного превосходства над простыми людьми, якобы не способными «дорасти» до почти дзенских высот дуровского визионерства. Это моральная индульгенция, которая оправдывает привилегии самопровозглашенным духовным совершенством. И чем меньше высокомерные советы применимы в практической жизни обычного человека, тем больше их «моральная» ценность с точки зрения этого «аскетизма миллионеров».