Израиль и Марокко установят дипломатические отношения

Это часть процесса формирования новой системы блоков от Средиземного моря до Индии

Марокко – четвертая исламская страна после Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана, признавшая Израиль за последние месяцы. На этот шаг может пойти и Саудовская Аравия – самое богатое и влиятельное арабское государство Персидского залива. Хотя, скорее всего, она сделает это уже после инаугурации Джо Байдена, чтобы установить сотрудничество с новой администрацией в Вашингтоне.

Значит ли это, что на Ближнем Востоке наступает эра мира? К сожалению, нет.

Недовольных много. Прежде всего, представители палестинской администрации – глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что Бахрейн и ОАЭ нанесли удар в спину палестинскому народу, нормализовав отношения с Израилем. В МИД Турции сказали, что соглашение Израиля и ОАЭ игнорирует волю палестинцев. Израиль продолжает оккупировать Западный берег реки Иордан, где проживает около 3 млн арабов.

В прошлом почти все арабские государства выражали сочувствие к палестинцам и отказывались признавать Израиль из солидарности с палестинскими арабами (большинство из них мусульмане). Почему теперь некоторые арабские страны изменили мнение? Дело в том, что арабо-израильский конфликт превращается во второстепенный фактор на фоне других конфликтов на Ближнем Востоке. Там выстраивается новая система коалиций и блоков.

Усилившаяся в последние десятилетия в военном и экономическом отношении Турция заключила союз с Катаром – богатым княжеством Персидского залива, также она постепенно сближается с Пакистаном. Этот суннитский блок связан с международным исламистским фундаменталистским движением «Братьев-мусульман» (запрещены в России) и рядом правительств, куда они входят (правительство в столице Ливии Триполи, «Хамас» в палестинском секторе Газа). Кроме того, опираясь на сотрудничество с Ливией, Турция увеличивает свое присутствие в Средиземноморье.

Второй суннитский блок пользуется значительной поддержкой США, и он враждебен первому. Это союз Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна; с ними также сотрудничает Марокко. Данный блок связан с военными режимами вроде Халифы Хафтара в Восточной Ливии. Да и сам правитель Египта Фаттах аль-Сиси является военным диктатором. Он борется против влияния «Братьев-мусульман» у себя в стране и противостоит Турции и ПНС (а значит, и влиянию «Братства») в Ливии. Египет угрожает применить армию в Ливии, если Турция и триполитанское правительство предпримут наступление на Хафтара, поскольку успех этих сил означал бы выход «Братьев-мусульман» к плохо охраняемой 1100-километровой египетско-ливийской границе и угрозу дестабилизации в самом Египте. Саудовско-эмиратско-египетский блок все больше сближается с Израилем и Индией – враждебной Пакистану страной. Израиль также сближается с Индией, которая стала главным покупателем израильского оружия.

Третий блок представляет собой союз иранского режима, дружественных ему правительств и вооруженных шиитских ополчений в Ираке, Сирии, Ливане и Северном Йемене. Этот шиитский блок постепенно сближается с катарско-турецким союзом. Катар оказывает финансовую поддержку «Хезболле» – проиранскому шиитскому ополчению, контролирующему в значительной мере Ливан. Наблюдается сотрудничество Турции и Ирана в сфере торговли; противостояние с Курдской рабочей партией, борющейся за независимость курдских территорий в Иране, Турции, Ираке и Сирии, также связывает Турцию и Иран. К тому же обе страны хотели бы уменьшить геополитическое влияние США в регионе.

В то же время два блока – турецко-катарский и иранско-шиитский – разделяет ряд противоречий. Прежде всего – Сирия, где режим Асада получает военную и финансовую поддержку от Ирана, в то время как Турция ввела войска в Идлиб и другие регионы Сирии, поддерживая там антиасадовских боевиков. Однако теоретически возможен раздел Сирии между блоками.

Так или иначе в складывающейся ситуации вопрос о палестинцах стал отходить на второй план. В условиях острого противостояния с Турцией и Ираном саудовско-эмиратско-египетский блок предпочитает сближение с Израилем и Индией. Это ставит его в уязвимое с точки зрения панисламизма и панарабизма положение. Ведь Израиль контролирует палестинские земли, а Индия вовлечена в конфликт с мусульманскими движениями в Кашмире. Однако мощные союзники оказались важнее. Другой важной причиной сближения блока с Израилем является стремление получить новейшее американское вооружение – США планируют в скором времени завершить продажу передовых истребителей-невидимок F-35 в ОАЭ.

Таким образом, развитие дипломатических и экономических связей между Израилем и некоторыми арабскими странами Персидского залива связано не с наступлением эры мира, а с появлением новых военно-политических блоков. Их влияние выходит далеко за пределы Большого Ближнего Востока. Дипломатическая активность Вашингтона, выступившего в роли посредника между арабами и Израилем, в настоящее время помогает оформлению этих блоков.