«Ростех» сменил моторы, «Россия» купила портвейн

И другие события недели, повлиявшие на репутацию компаний
Андрей Гордеев / Ведомости

«Ведомости» продолжают публиковать еженедельные экспертные оценки изменения репутации ведущих российских компаний. На минувшей неделе (14–20 декабря 2020 г.) в позитивной зоне оказались «Ростех», X5 Retial Group и «Массандра», стабилен был «Сибур», а в зону риска попала UC Rusal.

«Ростех» старается

«Ростех» точно может заносить прошлую неделю себе в актив: первый свой полет совершил новый ближнемагистральный самолет Ил-114-300, а корпорация «Иркут» запустила среднемагистральный самолет МС-21-310 с двигателем российской сборки (до этого МС-21 летал на американских двигателях). Конгломерат «Ростех» сконструирован сложно: внутри «Ростеха» есть Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), а внутри ОАК – «Иркут» и КБ Илюшина. Авиастроение перешло под контроль Сергея Чемезова сравнительно недавно, и опрошенные отраслевые эксперты уверяют, что вклад корпорации в успех отрасли носит пока весьма символический характер. Однако «Ростеху» очень важно связать эти события со своим брендом, подтверждая оправданность перевода активов под свое управление.

X5 Retail Group всех опередила

Тема контроля за ростом цен на продовольствие продолжала доминировать в информационной повестке. X5 Retail Group оперативно заявила, что убирает все наценки на социально значимые продукты. Другие сети тоже стали уверять, что на ряд продуктов наценок у них нет или они минимальны, X5 всех опередила.

Президент поддержал «Сибур»

Владимир Путин во время своей преcc-конференции поддержал версию компании «Сибур» относительно появления у Кирилла Шамалова крупного пакета акций холдинга, полученных в рамках опционной программы. А заодно косвенно подтвердил статус «своего бывшего зятя», утвердившийся за Шамаловым ранее. Прямого влияния на репутацию «Сибура» этот эпизод не оказывает, но здесь интересно другое: президент все активнее реагирует на негативные поводы, связанные с ним лично. Если раньше этот случай с высокой вероятностью не был бы включен в сценарий мероприятия, сейчас он оказался предметом диалога. Репутационные факторы начинают играть более весомую роль в отношениях власти и бизнеса, а чувствительные моменты уже не прячутся за тефлоновой защитой электорального рейтинга.

Шанс для «Массандры»

«Массандра» получила существенный плюс на минувшей неделе. Интерес к виноделию и виноградарству до сих пор казался скорее изысканным хобби отдельных предпринимателей – Сергея Галицкого, Евгения Швидлера, Вагита Алекперова, Геннадия Тимченко, Андрея Костина, Бориса Титова. Однако наконец состоялась приватизация «Массандры», со сладким вкусом которой связаны воспоминания молодости миллионов жителей страны. Сложно сказать, являлась данная покупка коммерческой инвестицией банка «Россия» (основной акционер – Юрий Ковальчук) или «государственным заданием» спасти затухающий крымский бренд, не вписывающийся в рынок. Президент РАСО Евгений Минченко отмечает, что за счет этой сделки Ковальчук «только усилил образ патриотичного предпринимателя и спецпорученца президента»: «С репутационной точки зрения особое положение Ковальчука обосновано тем, что он может быстро решать государственные задачи за частные деньги».

Наличие собственника с отличным лоббистским ресурсом и капиталом зажигает для бренда «Массандры» слабый свет надежды, поясняет эксперт Лаборатории репутационных исследований Влад Вершинин: «Возможно, это был единственный шанс для «Массандры». Этим винам гарантирован скрытый государственный заказ, своего рода добровольно-принудительные закупки со стороны госструктур, а то и солидные инвестиции в модернизацию производственной базы и строительство рекреационной инфраструктуры для внутрироссийского энотуризма. Идти с крымским наследием новому собственнику придется и против рыночных трендов, и против санкционных ограничений».

UC Rusal обвиняется в связях с Дерипаской

У UC Rusal на минувшей неделе умеренный минус. Алюминиевый гигант уверенно выходил из кризиса: цены на алюминий и акции самой компании показывали рост. И тут выступило агентство Bloomberg: «Структуры ЕС сообщили США, что Олег Дерипаска, который находится под американскими санкциями, продолжает влиять на операционные процессы компании, вопреки условиям снятия с нее санкционных ограничений. Соглашение предусматривало, что основной акционер должен снизить свою долю менее чем до 50%, не получать дивиденды и не влиять на менеджмент». Источники Bloomberg заявили, что миллиардер использует сотрудников для поддержки своих интересов, экспансии на рынках, а также информационной кампании против конкурентов.

«Для российского бизнеса в целом характерен персональный контроль компании со стороны основного акционера, – комментирует бывший топ-менеджер UC Rusal Мария Никитина. – В этом смысле у зарубежных структур всегда есть крючок, за который можно подергать собственника. Чтобы снять подозрения, ему требовалось бы обновить весь топ-менеджмент UC Rusal, а не только совет директоров. Однако смена сложившейся профессиональной команды совершенно неоправданна с точки зрения эффективности. Обвинения со стороны Европы в адрес Дерипаски выглядят как выстрел себе в ногу, поскольку ведут к росту издержек европейских потребителей алюминия. Причины такого самострела EC либо репутационные, либо отражают усилия международных трейдеров в борьбе за контроль над глобальными рынками продаж».

Внутреннему туризму понадобилась корпорация

Внутренний туризм стал бенефициаром эпидемии: немногочисленные внутренние направления были заполнены до предела. Государство решило развить успех созданием федеральной Корпорации по туризму под курированием вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Снова предпринимается попытка сверху запустить процессы, которые в реальности формируются на низовом уровне через взаимодействие большого количества агентов. Эти многочисленные, но незаметные из Москвы участники создают не «туристический продукт», а среду, сочетающую аутентичность с современными сервисами, которую турист может настраивать под себя. Есть высокий риск, что созданная структура сфокусирует деятельность на «пропаганде туризма», «популяризации направлений», однако не сможет решить принципиальные вопросы. Российскому туризму больше всего могут помочь особые условия для малого бизнеса, снижение цен на билеты, ограничение застройки, включение в процесс местных сообществ, цифровая навигация и многое другое, что может оказаться за границей компетенции новой структуры. Эксперты также теряются, как исключить дублирование функций новой корпорации и Ростуризма, который в ноябре анонсировал создание собственного АНО с бюджетом на продвижение внутренних маршрутов.

Экспертный совет проекта: Наталья Белякова, Влад Вершинин, Александра Галицкая, Юлия Грязнова, Ирина Есипова, Елена Кохановская, Ирина Кибина, Вадим Ковалев, Мария Макушева, Игорь Минтусов, Евгений Минченко, Мария Никитина, Олег Полетаев, Евгений Потапов, Андрей Стась, Ксения Трифонова, Сергей Скрипников, Алексей Фирсов, Владислав Шулаев