SsangYong Motor подала заявку на банкротство

Желающие спасти компанию вряд ли найдутся
SsangYong Motor — компания недели /Fabrice COFFRINI / AFP

Какое время компания может испытывать временные трудности? Южнокорейский автопроизводитель SsangYong Motor знает, пожалуй, самый неожиданный ответ на этот вопрос: временные трудности SsangYong так или иначе преодолевает последние двадцать с лишним лет. Но, кажется, финал близок: компания, выручка которой превышает $3 млрд, наконец банкротится, потому что не может выплатить долг в 60 млрд вон ($54,4 млн) кредиторам, в число которых входят банки JPMorgan Chase, Bank of America и BNP Paribas, сообщает агентство Bloomberg. 21 декабря SsangYong Motor подала заявку на банкротство в суд Сеула.

Хотя SsangYong Motor претендует на введение внешнего управления и реализацию программы реструктуризации и поддержки, аналитики считают, что найти желающих спасти компанию будет очень трудно. Правительство Южной Кореи уже заявило, что не будет помогать, по сути, иностранной компании: почти 3/4 акций SsangYong Motor принадлежит индийской Mahindra Group. А у индийской компании из-за пандемии дела тоже идут плохо. В 2019 г. Mahindra собиралась выделить на поддержку SsangYong Motor более $400 млн, но уже в апреле 2020 г. ввела жесткую экономию расходов и отказалась от выделения средств. Сейчас большинство акционеров Mahindra высказываются за продажу южнокорейской компании.

К смене владельца ради решения проблем SsangYong Motor, основанная в 1954 г. как производитель армейских внедорожников, прибегает далеко не первый раз. В 1997 г. тогдашний ее собственник SsangYong Business Group продал контрольный пакет акций SsangYong Motor конкуренту – компании Daewoo Motors. Та спустя три года продала его из-за финансовых проблем. В 2004 г. 51% акций SsangYong Motor купил китайский автопроизводитель SAIC. В 2009 г. после убытка в $75 млн в компании было введено внешнее управление. А в 2010 г. 75% акций компании купила Mahindra & Mahindra за $463,6 млн.

Найти очередного покупателя на SsangYong Motor будет сложно из-за долгов (общий объем достигает 220 млрд вон, или $200 млн) и падения продаж – компания не выпускала новые модели с 2015 г. Вообще, SsangYong Motor терпит убытки 15 кварталов подряд. В период с января по ноябрь 2020 г. продажи компании упали более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до менее 80 000 автомобилей. «Автопроизводителям нужен масштаб, чтобы быть конкурентоспособными. Но SsangYong не была конкурентоспособной еще до начала пандемии. Она похожа на бездонную яму. Не уверен, найдет ли потенциальный покупатель хоть что-то в этой компании», – заявил Financial Times аналитик Daiwa Чун Сон Ёп. У руководства SsangYong Motor есть три месяца на разработку плана спасения компании и представление его на утверждение суда.

В автомобилях SsangYong Motor покупатели ценили надежность, но их дизайн находил мало поклонников. В 1991 г. компания заключила соглашение с немецкой Daimler-Benz, которое вылилось в появление модели Musso. Разработки Daimler-Benz использовались также в моделях Istana, Korando, Rexton, Chairman H и Kyron. В России компания начала работу в конце 90-х, поставляя модели Musso, Korando и Rexton. С 2004 г. началось сотрудничество с компанией «Соллерс», которая открыла сборку нескольких моделей SsangYong Motor на своих мощностях. В 2015 г. корейцы ушли было с российского рынка из-за низких продаж, год спустя решили вернуться, но в 2018 г. снова покинули рынок.

По данным Statista, выручка SsangYong Motor в последние пять лет практически не менялась. В 2019 г. она составила 3,62 трлн вон ($3,28 млрд). Компания продала в 2019 г. 135 235 автомобилей (на 6% меньше, чем в 2018 г.), из которых 107 789 (почти 80%) были реализованы на домашнем рынке.