Удовлетворенность жизнью в России достигла уровня 2013 года

Высокий уровень этого показателя может свидетельствовать о снижении экономической активности людей

Как ни странно, по итогам 2020 г. доля россиян, довольных своей жизнью, не упала, а выросла, показывает исследование Финансового университета при правительстве РФ (проводятся ежемесячно в городах с населением более 250 000 человек). По результатам социологических замеров доля тех, кто полностью или в основном доволен жизнью, составила в прошлом году 83% от общей численности взрослого населения. Это заметно лучше, чем годом ранее, – в 2019 г. таких было только 77%. Более того, по итогам 2020 г. самочувствие основной массы россиян не уступает показателям последнего докризисного 2013 года.

С гуманитарной точки зрения 2020 год стал полной катастрофой – в большом количестве семей есть умершие от коронавируса. А если говорить об экономике, то наблюдалось существенное сокращение доходов от бизнеса в структуре доходов граждан, особенно пострадали предприятия в сфере обслуживания населения; на биржу труда встали дополнительные 2,5 млн безработных. Все так. Однако для основной массы россиян, напрямую или косвенно зависящих от бюджета, или тех, кто работает в крупных компаниях, не связанных с обслуживанием населения, 2020-й оказался хорошим годом. Реальный рост зарплат и пенсий, затянувшиеся весенние каникулы, дистанционка осенью, как правило с сохранением зарплаты, – все эти приятные и неожиданные бонусы поддержали общественное самочувствие.

Впрочем, не все так однозначно. Исследования показывают, что удовлетворенность жизнью среди студентов и тех, кому сегодня менее 30 лет, заметно ниже, чем семь лет назад, – число полностью или в основном довольных жизнью в этой группе упало на 1,5–1,8 п. п. Очевидно, что кризис ухудшил жизненные перспективы молодежи, чему способствовал и рост безработицы. К пострадавшим также относятся россияне из предпенсионной возрастной группы 50–60 лет – количество довольных жизнью снизилось здесь на 1 п. п. по сравнению с 2013 г. Еще одна группа, в которой уровень удовлетворенности жизнью снизился, хотя и незначительно (на полпункта), – наиболее богатые россияне, способные купить себе все, включая новую недвижимость. Очевидно, что виной тому – снижение доходов от бизнеса, а также уменьшение или полная ликвидация годовых бонусов для топ-менеджмента в крупных корпорациях.

Зато больше всех довольны жизнью самые бедные: среди тех, кому с трудом хватает денег на еду, доля довольных жизнью выросла аж на 18 п. п. за семь лет. Больше стали радоваться жизни и пенсионеры, и в целом те, кому больше 60 лет, – плюс 9,8 п. п. по сравнению с 2013 г. Вероятно, для этих двух групп стали важным подспорьем в жизни экстренные пособия на детей и повышение пенсий.

Но часто настроения людей не совпадают с объективными экономическими показателями. Так, худшим по настроениям за последние годы стал в целом экономически благополучный 2019 год, когда доля довольных сократилась до 78% – минимального показателя за десятилетие. Ходили разговоры про новую волну разрушительных экономических санкций, ждали мирового финансового кризиса. К тому же в 2019 г. закончилась волна восстановительного роста потребления после кризиса 2014–2015 гг., которая началась в 2016 г. и продлилась до конца 2018 г. Когда навес неизрасходованного спроса был исчерпан, началась новая потребительская пауза, которая привела к снижению темпов роста ВВП вдвое (до 1,3% в 2019 г. против 2,5% годом ранее). Ухудшение экономической динамики в сочетании с апокалиптическими настроениями привели к провалу в настроениях населения на фоне небольшого экономического роста.

В 2020 г. сочетание событий было прямо противоположным. С одной стороны, экономический кризис, вызванный карантином. И некоторые группы (средний класс прежде всего) пострадали из-за кризиса. С другой – они не смогли перевесить мнение десятков миллионов пенсионеров и малоимущих, на которых правительство наконец, как им кажется, обратило свое внимание.

Итак, в целом для российских граждан 2020 год был не таким уж плохим. Качество жизни различных социальных групп изменялось разнонаправленно, но в целом по показателям удовлетворенности своей жизнью мы вышли на докризисный уровень 2013 г. И мы не одиноки в своем оптимистическом видении общественных настроений: ВЦИОМ в ноябрьском исследовании приводит результаты своих замеров, которые показывают, что полностью или в основном счастливыми себя считают 81% россиян (в апреле, в разгар первой волны эпидемии, их было столько же). Принудительные оплачиваемые каникулы сделали свое дело.

Впрочем, и в этом есть своя проблема. Дело в том, что высокий уровень удовлетворенности собственной жизнью снижает экономическую активность населения: если все в жизни и так неплохо, зачем получать образование, создавать собственный бизнес, переезжать на новое место жительства в поисках высокооплачиваемой работы и более комфортных условий? Собственно, отсюда и вытекают те относительно невысокие ожидаемые темпы роста экономики в ближайшие два года, которые прогнозирует Всемирный банк, – 2,6 и 3% в 2021 и 2022 гг.