Фонд фондов запустится в середине февраля

Какие проекты он будет финансировать, пока не ясно

В середине февраля в России ожидается запуск Фонда фондов перспективных промышленных и инфраструктурных технологий. Первый вице-премьер Андрей Белоусов, собравший 26 января по этому поводу представителей крупного бизнеса, Минэкономразвития, Минфина, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), призвал ускорить завершение формальных процедур и составление списка проектов фонда. Сайт правительства сообщает, что соглашения об участии в нем на данный момент подписали восемь инвесторов: группы компаний AEON, ЕСН, «Интеррос», «Полюс», «Ренова», ТМК с «Синарой», «Уралхим» с «Уралкалием» и «Фосагро». Задача фонда – увеличить объем инвестиций в российские высокотехнологичные проекты.

Источники «Ведомостей» говорят, что создание этого фонда фактически является результатом реализации так называемого списка Белоусова. Более двух лет назад, 9 августа 2018 г., Белоусов (тогда помощник президента) в письме президенту Владимиру Путину предложил изъять у 14 металлургических, химических и нефтехимических компаний 513,66 млрд руб. сверхдоходов, которые они получили в результате благоприятных изменений внешней рыночной конъюнктуры. Компании (среди которых есть и те, которые сегодня подписались под инвестициями в Фонд фондов), разумеется, были против. Достичь компромисса и найти по крайней мере приемлемую для них форму изъятия средств, как утверждают источники «Ведомостей», было поручено главе РСПП Александру Шохину. Это потребовало времени – идея Фонда фондов как таковая впервые прозвучала в марте 2020 г. на встрече президента России с инвесторами. И вот наконец этот концепт начинает приобретать более или менее реальные очертания.

Впрочем, о фонде известно все еще немного. В частности, пока не ясно, какие проекты он будет финансировать и как они будут отбираться. «Есть прикидки, основанные на имеющемся пайплайне РФПИ и РВК, но сами они попросили время на разработку еще ряда проектов, – рассказывает источник «Ведомостей» в правительстве. – Плюс есть идея включить туда проекты Национальной технологической инициативы (НТИ)». По бюджетам проектов тоже нет понимания: ключевым для выбора проекта под финансирование фондом, скорее всего, станет критерий его «высокотехнологичности», а не бюджет. Список проектов на данный момент уточняется, подтвердили в НТИ, но понятно, говорят там, что это будут «самые масштабные проекты, которые уже имеют или будут иметь в ближайшее время платформенный эффект». Близкий к НТИ источник предположил, что финансирование фонда может быть направлено, в частности, на проекты рынка «Фуднет» НТИ (производство и реализация питательных веществ и конечных видов пищевых продуктов, а также сопутствующих IT-решений), тем более что лидером группы этого рынка в НТИ является председатель совета директоров «Уралхима» Дмитрий Мазепин.

Не до конца определен и принцип фондирования. Сейчас обсуждается, что компании и государство могут финансировать деятельность фонда на паритетных началах. Правительство сообщает, что моделью функционирования фонда выбран договор инвестиционного товарищества, в котором государство и частные инвесторы выступят товарищами-вкладчиками, а РФПИ выполнит функции управляющего товарища. Окончательное решение об органах управления фонда планируется принять в начале февраля.

Наконец, не известен пока и потенциальный размер фонда.

Представители компаний, которые правительство называет в числе участников фонда, подтвердили «Ведомостям» подписание соответствующих соглашений и заявили, что поддерживают идею создания фонда (еще бы!). В частности, гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев считает, что фонд «позволит привлечь внутренние инвестиции в наиболее перспективные проекты в сфере высоких технологий, искусственного интеллекта, медицины и генетики и других важных для страны секторах экономики и сельского хозяйства. Мы надеемся, что это их внедрение даст важный мультипликативный эффект».