Генералы Мьянмы против Пекина

В чем смысл государственного переворота в Мьянме

В июне 2020 г. главком вооруженных сил Мьянмы (до 1989 г. страна называлась Бирма, у местных название непопулярно, но среди иностранцев все еще в ходу) старший генерал Мин Аун Хлайн, приехавший в Москву для участия в Параде Победы, дал интервью российскому телевидению. Обычно сдержанный в словах, он сказал, что действующие в Мьянме террористические группировки опираются на «мощные силы». СМИ тут же сообщили, что старший генерал имел в виду Китай. Представитель вооруженных сил Мьянмы бригадный генерал Зо Мин Тун через некоторое время подтвердил эту догадку на пресс-конференции, указав, что за вооруженными группировками Мьянмы стоит «другая страна», а сами они воюют китайским оружием.

В Мьянме неоднократно находили крупные схроны вооружения китайского производства, в том числе ракеты «земля – воздух». Хотя Китай и отрицает поставки оружия группировкам соседней с ним страны, имеющей общую 2000-километровую границу, мьянманский главком специально поднимал этот вопрос в январе 2020 г. на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином во время его визита в Мьянму. Китайский лидер тогда пообещал, что руководство его страны «внимательно изучит» ситуацию и «решит проблему», при этом добавив, что у боевиков много способов приобретения китайского оружия.

История с китайским оружием у действующих на территории Мьянмы вооруженных группировок лишь часть причины настороженности, с которой сегодняшние мьянманские военные относятся к Китаю. Самым недружественным к Китаю правительством за последние десятилетия оказался квазигражданский кабинет отставного генерала Тейн Сейна, возглавивший страну в 2011 г., после формального перехода к демократической форме правления. Именно президент Сейн в 2014 г. ответил отказом на прозвучавшее из КНР предложение построить скоростную железную дорогу через территорию Мьянмы от побережья Индийского океана до китайской провинции Юньнань. Тем не менее этот проект в новой обертке «экономического коридора Китай – Мьянма» получил одобрение уже при следующем правительстве, сформированном после победы на выборах Национальной лиги за демократию (НЛД) во главе с Аун Сан Су Чжи.

Фактически контакты высокопоставленных деятелей из КНР с Аун Сан Су Чжи и ее окружением начались с 1990 г., когда тогдашний китайский посол одним из первых опрометчиво поздравил ее с победой на прошедших в стране выборах, вызвав тем самым международный скандал. С тех пор Пекин делал все, чтобы эти отношения по возможности не прерывались, а когда стало ясно, что партия Аун Сан Су Чжи вот-вот придет к власти, ее пригласили в Пекин на встречу с Си Цзиньпином. И тогда, летом 2015 г., лидер крупнейшей страны мира принимал рядового оппозиционного депутата мьянманского парламента с почестями, которые обычно оказывают главам государств. Да и первый свой зарубежный визит за пределы региона после прихода к власти Аун Сан Су Чжи в августе 2016 г. совершила именно в Пекин.

Делегации НЛД с завидной регулярностью ездят в Китай, где у них не только «все включено» – их членам еще и дают специальные деньги «на шопинг», а бизнесмены из числа спонсоров НЛД получают выгодные контракты с фирмами из КНР. И хотя крупные китайские экономические проекты в рамках инициативы «Пояс и путь» продвигаются в Мьянме не так быстро, как хотелось бы руководству КНР, никто эти проекты тем не менее не отменяет, как это сделал тот же президент Сейн, перечеркнув в 2011 г. китайские планы по строительству гидроэнергетической плотины в верховьях Иравади.

Будут ли пришедшие сегодня к власти в Мьянме генералы продолжать демонстрировать свою настороженность по отношению к Китаю и строить внешнюю политику страны на ее основе, зависит от многих факторов. И прежде всего, конечно, от того, как поведут себя страны Запада. Понятно, что после произошедших событий они могут, например, попытаться ввести через ООН санкции против Мьянмы, а среди постоянных членов Совета Безопасности Мьянме можно надеяться только на Россию. Но, как уверенно говорят мьянманские дипломаты, Россия никогда не наложит вето на направленное против их страны решение, если вместе с ней это не сделает Китай. А играли мьянманские генералы во время переворота против Пекина и его клиентуры.