Как владение акциями меняет взгляды

Капитализация компаний уже не только бизнес-фактор, но и социальный
Евгений Разумный, Максим Стулов / Ведомости

Более века назад Петр Столыпин пробовал создать в России класс аграрных собственников, разрушая сельские общины. В этой логике новая социальная среда должна была играть не только экономическую, но и политическую функцию: стать основой стабильной государственной конструкции и монархического устройства. Завершить эксперимент Столыпину не хватило времени.

Сейчас мы видим, как российский фондовый рынок наполняется новой волной «мелких собственников» – розничных инвесторов, которые покупают очень небольшое, часто микроскопическое число акций, пробуют играть на бирже и зарабатывать. Уже сегодня эта социальная группа достигает 10 млн человек, удвоившись за прошедший год. На ее дальнейший рост работает комплекс причин: снижение доходности депозитов, быстрый рост рынка во второй половине 2020 г., создавший иллюзию легких денег, удобные цифровые приложения, да и в целом нарастающая виртуальность мира.

По данным замера Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), интерес к фондовым инвестициям выражает 24% российских граждан, среди которых преобладают молодые жители мегаполисов (доля респондентов в возрасте от 18 до 24 лет – 38%). Каждый пятый из их числа убежден, что глубоко разбирается в теме инвестиций, 60% соглашается, что знания носят поверхностный характер. Многие только тестируют биржевой инструмент – средний брокерский счет составляет сегодня всего 10 000 руб.

Пока нет исследований, нацеленных на изучение этой группы. Но при всех различиях в горизонтах планирования, инвестиционных предпочтениях, спекулятивных или долгосрочных подходах сам факт вхождения на фондовый рынок меняет сознание обывателя и его идентичность.

Влияет ли розничное инвестирование, например, на политическую лояльность? Здесь борются несколько тенденций. С одной стороны, есть понятный интерес к устойчивости системы, с другой – представление о том, что российские акции сильно недооценены из-за геополитического фактора. Часто сам выбор бумаг определяется ценностными предпосылками: кто-то делает ставку на государственный сектор, не сильно отделяя его от государства как института, кто-то выбирает акции американских компаний, возможности для операций с которыми предоставляют российские биржи.

Владение акциями не определяет воззрения, но способствует более сложному взгляду на мир, побуждает к рефлексии, оценке событий, которые раньше казались внешними. Широкий контекст из пассивной медийной картинки становится фактором прямого воздействия на личный доход. У собственника включается инстинкт, он оценивает происходящее вокруг с точки зрения влияния на доходность его активов. Эта группа не хочет взрыва, слома системы, но не хочет и консервации, закрытости. И она может стать союзником власти, если власть будет способствовать росту стоимости компаний. Так капитализация из корпоративного фактора становится социальным.