Владимир Потанин и «Русал» услышали друг друга
В сознании акционеров «Норникеля» включились продуктивные стоп-механизмыАкционеры «Норникеля» пришли наконец к соглашению по выплате дивидендов. Совет директоров компании принял предложение менеджмента добавить к уже выплаченным промежуточным дивидендам только $2,1 млрд вместо $3,5 млрд, которые предполагались по акционерному соглашению, одновременно достигнута предварительная договоренность об обратном выкупе акций «Норникеля» на $2 млрд для поддержания их котировок и запуска программы стимулирования персонала. Владимир Потанин назвал соглашение «серьезным шагом к новой дивидендной политике», а представитель UC Rusal – «единственно возможным решением». Не исключено, что оно действительно приведет к снижению напряжения между владельцами компании, конфликт которых выглядит затянувшимся, изнурительным и тупиковым.
В нем сошлись не просто характеры, а фундаментальные интересы акционеров. Поэтому казалось, что сами по себе эти титаны российского бизнеса договориться не смогут. События, связанные с аварией в Норильске, привели только к эскалации ситуации. Стороны по-разному трактовали центры ответственности, компенсационные механизмы, баланс между инвестициями в дальнейшее развитие и акционерными выплатами с учетом штрафов, наложенных на компанию. На рынке ходили слухи о скрытых PR-кампаниях по дискредитации оппонентов, в риторическую, с явным перехлестом, полемику вступали политики высокого ранга.
Могло показаться, что акционерная ситуация в «Норникеле» тянула за собой шлейф 90-х, когда компании становились ареной борьбы различных групп собственников. Их коллизии оставили сюжеты, достойные шекспировской драматургии. Однако в нулевые фон поскучнел. Особенность конфликта, возникшего между Потаниным и Олегом Дерипаской (до его отхода от операционного управления «Русалом»), в том, что на персональном уровне они оба системные игроки новой путинской реальности, хотя и сформировались гораздо раньше ее. Это была не борьба самоуверенного красного директора с вдруг свалившимся молодым и наглым скупщиком акций. За каждым из собственников – актуальный ресурс, административные и репутационные козыри. Потанин помимо собственно бизнеса может предъявить один из лучших в стране благотворительных фондов (с публичным обещанием отдать на филантропию не менее половины своего состояния), серьезную программу по трансформации Норильска. «Русал» — структура, которая входит в число российских индустриальных флагманов, с сильным влиянием и на администрацию региона, и на российский экономический ландшафт в целом.
Поэтому замечательно, что в сознании сторон включились продуктивные стоп-механизмы. Перемирие пока кажется хрупким. Но оно дает шанс на то, что обсуждение нового акционерного соглашения, которое должно быть заключено в 2023 г., не обернется корпоративной войной. Речь все же идет об одной из ключевых голубых фишек российского рынка, обладающей отличными перспективами в технологическом горизонте XXI в., ведь только со стороны автомобильной промышленности, переходящей на электробатареи, спрос на никель может вырасти к 2025 г. на 35% с уровня 2019 г.