Космос как стартап
Почему российский венчурный капитал не идет в космическую отрасльВ 2020 г. венчурные инвесторы во всем мире вложили в стартапы $259 млрд, из них $25,6 млрд – почти каждый десятый доллар – пошло на финансирование стартапов в области космоса. Это новый рекорд за последние 10 лет. При этом 75% инвестиций приходится на стартапы из США и Китая, за ними идут Сингапур, Великобритания, Индонезия, Индия, Франция и др. Россия далеко в хвосте.
Больше всего инвестиций получили стартапы в области приложений для позиционирования и навигации. Возможность с помощью «космических технологий» точно определять местоположение, находить нужную точку и маршрут до нее в относительных и абсолютных значениях, одновременно меняя курс, востребована многими коммерческими и обычными пользовательскими приложениями. Вплоть до самых банальных вроде сервисов доставки. Цель большинства стартапов в этой области – улучшить работу глобального навигационного программного обеспечения. Именно в этой сфере есть большое количество «ранних» частных инвесторов. Ярким примером является американский стартап Xona, созданный выпускниками Стэнфорда и позволяющий улучшить точность, аккуратность, а главное, кибербезопасность существующих навигационных систем.
На 2-м месте по объему финансирования находятся стартапы в области «инфраструктуры космоса». Это всем известные SpaceX от Илона Маска, Blue Origin от Amazon и Rocket Lab Питера Бека. Большая часть «инфраструктурщиков» занята запуском ракет и спутников. Изначально это очень большие вложения, но ситуация меняется быстро. С ростом популярности инвестиций в космические технологии среди частных инвесторов стартапам становится доступен традиционный венчурный путь от небольших раундов финансирования до поэтапного увеличения чеков на каждом следующем раунде от посевных и венчурных фондов.
На 3-м месте стартапы, развивающие технологии связи и «доступа к объектам». Яркий и получивший существенное финансирование в 2020 г. пример – Tarana, разработчик технологии, которая позволяет беспроводным интернет-сигналам беспрепятственно перемещаться на большие расстояния, минуя объекты, которые могли бы заблокировать сигнал. Стоит упомянуть и Kymeta – стартап по гибридному соединению и высокоскоростной передаче данных, одним из инвесторов которого является Билл Гейтс.
Космическая гонка текущего десятилетия идет не за престиж стран любой ценой, как в 60-е гг. прошлого века, а за глобальное экономическое влияние, которое невозможно без перманентного технологического обновления, уменьшения себестоимости и возможности зарабатывать деньги для инвесторов. Акцент делается на коммерческом использовании космоса, а вот оно, в свою очередь, усиливает (или ослабляет) присутствие конкретных государств в отрасли. В этом смысле космическое противостояние никуда не исчезло – оно лишь перешло в другую плоскость. И тут есть свои правила игры.
Как и в любом венчуре, стартапы и инвесторы в сфере космических технологий функционируют в «бизнесе выходов»: инвестированные средства используются для развития и роста капитализации, а основные деньги зарабатываются на выходе из стартапа, когда он превращается в компанию, которую могут поглотить большие корпорации (частные или государственные, не принципиально), или когда она сама способна выйти на публичный рынок через IPO или SPAC. Розничные же инвесторы могут поучаствовать в развивающемся секторе через ETF-фонды, которые включают уже публичные компании. При этом частные аккредитованные инвесторы напрямую финансируют стартапы на очень ранней стадии, что сопряжено с огромными рисками. Ведь это сложный и крайне специфический сектор, где нужно не только понимание всех аспектов венчурного инвестирования, но и глубокие знания отрасли.
В России таких инвесторов пока, мягко говоря, немного. Нет в России и нормального количества выходов из космических стартапов – равно как и выходов из любых стартапов вообще. Поглощение лучших компаний корпорациями, как и выход на IPO, в основном приходится на сектор информационных технологий (digital). Финансируя же космос, инвесторы вынуждены учитывать долгий горизонт планирования, и это, пожалуй, главный сдерживающий фактор.
Для основателей космических стартапов взаимодействие со всеми стейкхолдерами – не только с инвесторами и партнерами, но и с государством – является неотъемлемой частью инвестиционной привлекательности. Частный космос – это, конечно, не про то, что государство с помощью институтов развития проведет предпринимателя за ручку по всему нелегкому пути. Это про технологические прорывы. Такие прорвы неизменно упираются в текущие нормативные и законодательные ограничения. Здесь нужна готовность государства гибко и оперативно подходить к изменениям, необходимым для развития и процветания частных инициатив. Ведь в конечном счете частный космос – это не космические туристы, а связь, навигация, ультразвуковые перелеты и добыча ресурсов на других планетах. Это будущее, которое начинается прямо сейчас. Нельзя его упустить.