Российские путешественники готовы к цифровым паспортам здоровья

Если это облегчит поездки, использовать их согласны девять из десяти человек
Пока в мире нет единого формата цифровых паспортов и электронного идентификатора путешественника / Robin Utrecht / ABACAPRESS via Reuters

Пандемия COVID-19 полностью изменила ландшафт нашей жизни. Туристическая отрасль, больше всего пострадавшая от коронавируса, в условиях закрытых границ и неопределенности продолжает нести беспрецедентные потери. Сегодня правительства стран всего мира находятся в поисках решения, способного ускорить восстановление этой важной сферы экономики. Предложения, как это сделать, есть. Последние несколько месяцев мы регулярно слышим о таких инициативах, как цифровые паспорта вакцинации, мобильные приложения здоровья, экспресс-тестирование в аэропортах. Все это свидетельствует о том, что индустрия туризма вступает в эпоху глобальной перезагрузки, направленной на защиту здоровья и возобновление регулярных путешествий. Эта перезагрузка может не только скорректировать последствия пандемии, но и фундаментально сказаться на отрасли.

Цифровизация процессов, обеспечивающих безопасное передвижение, представляется наиболее эффективным решением в глобальном масштабе. При этом на уровне отдельных стран и даже регионов степень цифровизации очень неоднородна: есть страны, где значительная часть населения вакцинирована и оформление сертификатов вакцинации полностью оцифровано, в других же эти процессы проходят намного медленнее. Решения технологически продвинутых стран дают основания полагать, что применение цифровых паспортов здоровья для внутреннего туризма, посещения массовых спортивных и зрелищных мероприятий вполне возможно. Осталось лишь понять, когда мы сможем использовать их для международных поездок во всех направлениях.

Пока в мире нет единого формата цифровых паспортов и электронного идентификатора путешественника (digital traveler ID). Но, несмотря на отсутствие общего стандарта и большое разнообразие технологических решений, есть острая необходимость в создании единой цифровой экосистемы, которая станет основой для начала восстановления международного сообщения. Государство и туристическая отрасль только прорабатывают вопрос необходимости внедрения цифровых паспортов здоровья, но сами путешественники уже пришли к однозначному выводу: по результатам исследования Amadeus выяснилось, что 9 из 10 респондентов, т. е. более 90% путешественников из России, уже готовы использовать цифровые паспорта здоровья, чтобы возобновить поездки за границу. По мнению 79% опрошенных, это позволит быстрее проходить предполетные процедуры в аэропорту (регистрация на рейс, паспортный контроль), 77% считают, что наличие цифрового ID откроет еще больше направлений для туризма, а 76% уверены, что это поможет быстрее спланировать поездку.

Оказалось, что представители поколения Y (25–39 лет) больше других возрастных групп склонны к применению цифрового паспорта здоровья в поездке: 43% будут его использовать, если это поможет возобновить путешествия. Представители поколения X (40–54 лет) меньше всех расположены к использованию нового документа. Таковых среди респондентов в этой группе 36%.

В ходе нашего исследования были также изучены возможные решения, которые помогли бы снять напряженность вокруг этой темы. Так, более половины путешественников из России (53%) отметили, что будут чувствовать себя комфортнее, если цифровой паспорт будет признан в большинстве стран и урегулирован международными стандартами. Почти две трети респондентов (65%) предпочли бы хранить данные о своем здоровье в специальном приложении, а 49% опрошенных считают, что наличие мобильного туристического приложения улучшило бы потребительский опыт в целом.

Согласно результатам нашего опроса, потребители туристических услуг, в принципе, рассчитывают на помощь цифровых мобильных решений во время путешествий. Таким образом, пандемия COVID-19 лишь форсирует уже назревшую необходимость в мобильных туристических цифровых приложениях. Повысить доверие способны мобильные приложения с уведомлениями и оповещениями в поездке (50% российских респондентов) и мобильные решения для посадки в самолет, например с использованием электронного посадочного талона (46% респондентов).

Ключевой момент: 52% российских путешественников отметили, что готовы запланировать международную поездку в течение шести недель после снятия ограничений. Правительствам, медицинским учреждениям, туристическим ассоциациям и поставщикам решений в сфере информационных технологий нужно быстрее договориться о необходимых протоколах, стандартах и решениях для перезапуска трэвел-индустрии. Запрос на такое решение у туристов есть. Тот, кто предложит оптимальное решение, не только первым выйдет из ковидного туристического кризиса, но и увеличит свое присутствие на рынке.