Крымский консенсус для Аркадия Ротенберга

Чтобы развивать курорты полуострова, нужны особые специалисты, а они в Крым не поедут

Аркадий Ротенберг планирует инвестировать около 15 млрд руб. в принадлежащую ему сеть отелей «Курорты Крыма», в состав которой входят санатории «Ай-Петри», «Мисхор», «Дюльбер», «Жемчужина» и 5-звездочный бутик-отель «Дача Рахманинова». Все они расположены в классической рекреационной зоне Крыма – в районе Ялты, в поселках Кореиз и Гаспра, и могут быть отнесены к золотому историческому курортному фонду полуострова. Однако обратной стороной медали является их очевидное несоответствие актуальным стандартам как качества проживания, так и обслуживания – в период нахождения Крыма в составе Украины объекты работали в режиме дойной коровы с минимальными инвестициями в реновацию.

С помощью заявленных инвестиций, вероятно, можно превратить сеть в курорты класса люкс. В Крыму основная часть 5-звездочных отелей – это небольшие бутики, крупных гостиниц такого класса всего несколько, хотя спрос на них высок как среди туристов, так и среди корпоративных клиентов. Поэтому стоит ожидать и большого интереса, и высокой заполняемости обновленных санаториев. Но остается несколько вопросов.

Непонятно, кто будет управлять курортами и поддерживать уровень сервиса. Крупные международные отельные операторы, которых обычно привлекают для управления подобными объектами, не могут работать в Крыму из-за санкций, а российские управляющие компании не имеют либо опыта работы в крупных отелях, либо – в отелях класса люкс. Возможно, Ротенбергу придется создавать специализированного оператора и переманивать специалистов из международных компаний.

Интересно также, сохранится ли санаторная направленность курортов или объекты трансформируются в отели. Исторически Крым – это здравница, где сочетание морского и горного воздуха с буйной растительностью благотворно прежде всего для больных легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Традиции курортного лечения в Крыму сильны как нигде. Но в России также высок и запрос на обычный комфортный отдых. Поэтому перед новыми владельцами санаториев стоит дилемма, идти за рынком или придерживаться традиций.

В целом новость о планируемых инвестициях Ротенберга в крымские курорты снова подчеркивает особенность Крыма, которая, очевидно, сохранится надолго. С одной стороны, существует колоссальный спрос со стороны россиян на отдых в Крыму, на крымские продукты и вина, но с другой – санкционный режим превращает Крым в своеобразную бизнес-вотчину очень узкого круга предпринимателей из близкого окружения руководства страны, которые сами оказались под санкциями. Системной проблеме понадобится адекватное решение, идеи которого пока нет.