Что действительно важно обсудить на петербургском форуме

Актуальные предложения к программе ПМЭФа 2021 года

О Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) этого года известно уже немало. Известно, что он состоится и что цена базового пакета с возможностью увидеть Владимира Путина составляет 850 000 руб. (это без накладных расходов — гостиниц, представительских, транспортных; а еще некоторым компаниям придется ведь вложиться в выставочные стенды, стоимость которых лучше не называть, чтобы не сбивать с толку обывателя). Иными словами, стоимость участия в ПМЭФе выросла более чем втрое. Почему вдруг? Должно быть, организаторы полагают, что люди соскучились по собраниям и готовы теперь платить любые деньги за радость офлайн-присутствия.

Но вот что до сих пор неизвестно, так это собственно повестка и программа — то, ради чего бизнесу предлагается десантировать на форум сливки своего менеджмента. Впрочем, программа никогда не была сильной стороной ПМЭФа. Участники избегали интеллектуальных прорывов и новизны сообщений, организаторы — остроты дискуссий. Не за этим ехали. Гораздо важней были прогулки по анфиладам, во время которых возникали спонтанные контакты, открывались возможности, которые могли обернуться и действительно оборачивались реальными крупными сделками.

В идеале можно было бы этим дефиле и ограничиться: собрать бизнесменов и организовать их броуновское перемещение по Экспоцентру. Однако масштабному действию нужен свой ритуал — доклады, дискуссии и демонстрации. Поэтому стоит попробовать сформулировать, что было бы действительно интересно обсуждать на форуме.

(Но прежде — что обсуждать совсем неинтересно. Например, бессмысленно устраивать еще один раут ковидных медитаций о том, «как эпидемия изменит этот мир». За последний год на эту тему было сказано избыточно много. И если уж браться за пандемию, то раскрывать этот сюжет стоит через оценку глобальных рисков будущего и практические выводы, которые нужно сделать государству и бизнесу, чтобы эти риски купировать.)

Было бы замечательно, если бы правительство наконец объявило ту самую «стратегию фронтального прорыва», которая готовится последние месяцы в секретном режиме. Ее полезно именно обсудить, а не принять, как манну, то есть обеспечить власти реальную обратную связь на ее инициативы. Ведь программа составляется в том числе для участников рынка, так почему не подключить их к публичному диалогу?

Еще более фундаментальный вопрос, который давно ждет ответа: а как вообще власть смотрит на среднесрочное будущее страны? Санкции, ограничения на внешних рынках, режим осажденной крепости — так теперь будет всегда? Или есть все же какая-то стратегия разжимания тисков? Все как-то адаптировались к настоящему, но что закладывать в стратегии? Даже если никакого ответа на этот вопрос нет, дискуссия о сценариях была бы полезной.

Стоит наконец внимательно посмотреть и на ключевой институциональный фактор, который волнует российский бизнес. А именно — на состояние судебной системы, этот постоянный источник тревог и фобий делового сообщества. Вопрос перезрел, и где как не на петербургском форуме стоило бы обсуждать институциональные ограничители для экономического роста.

Или вот тема, ставшая в последнее время корпоративной мантрой, — ESG. Важно вывести эту аббревиатуру из гуманитарно-сусального образа повышенной социальной ответственности и показать, что за ней стоят фундаментальные перемены в отношении к бизнесу — изменение его общественного статуса, уровня автономности и зависимости от глобального контекста. И что речь идет не только и не столько о гуманитарной ответственности бизнеса, сколько о больших деньгах и о доступе к рынкам в принципе.

Так что поговорить есть о чем. И за входной билет в без малого миллион рублей участники форума вправе ожидать содержательной постановки, а не очередного ритуального танца.