Новое русское «дело десятилетия»

Российские олигархи в британском суде сражаются не только за репутацию, но и против санкций

Ставшая широко известной история о суде Романа Абрамовича с издательством HarperCollins и журналисткой Кэтрин Бэлтон, написавшей и опубликовавшей в издательстве книгу «Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и перешел в наступление на Запад», продолжает развиваться в самом драматическом юридическом ключе. Истории вокруг книги становятся куда интереснее сюжетов, описанных в самой книге.

Помимо Абрамовича в суд на издательство, как стало известно в прошедшие майские праздничные дни, подали также совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман, председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен, бизнесмен Шалва Чигиринский и компания «Роснефть». Содержание исковых требований пока не известно, но, скорее всего, они касаются содержащихся в книге характеристик истцов как лиц, «тесно связанных с Владимиром Путиным и выполняющих те или иные указания в его интересах». Интересы широко известных истцов будут представлять также весьма известные в области защиты репутации юридические фирмы Carter-Ruck, CMS, Harbottle & Lewis и Taylor Wessing.

Стоит напомнить, что, согласно юристам Абрамовича, претензии к книге Бэлтон основаны на том, что там «ложно утверждается, что [Абрамович] действовал коррумпированно, и выдвигается ложная информация о покупке [им] футбольного клуба «Челси» и его деятельности». Сам Абрамович указал, что эта информация наносит вред и ему, и членам его семьи, и он фактически вынужден подать иск против издательства.

Новые иски были поданы почти точно к моменту истечения предусмотренного законодательством годичного срока с момента публикации книги, после того как юристам, представляющим истцов, очевидно, не удалось договориться об устраивающем их клиентов мирном урегулировании претензий. The Guardian и некоторые другие британские СМИ, комментируя информацию об этих исках, опубликовали статьи, в которых истцы осуждались за «попытки заткнуть рот свободной прессе» и «использование российскими олигархами независимой британской судебной системы для борьбы с расследовательской журналистикой». Впрочем, в этом нет ничего необычного: подобные высказывания британские медиа делают при подаче практически любого существенного иска российскими бизнесменами в английские суды.

Все вышеуказанные обстоятельства – и прежде всего, конечно, имена пяти связанных с Россией истцов с весьма серьезными контактами, известной активностью в отстаивании своих репутаций, богатым опытом в западных судах, а также практически неограниченными финансовыми ресурсами – делают процесс весьма заметным даже для британских судов с их очень богатой практикой по репутационным делам. А с учетом текущего геополитического момента процесс вообще обещает стать «делом десятилетия», подобным знаменитому делу Березовского против Абрамовича. Решения по делу будут использоваться впоследствии не только профессиональными юристами, но и во многих «антисанкционных» и репутационных процессах в иных юрисдикциях.

Оценивая перспективы сторон, следует иметь в виду, что кроме привычных способов защиты, включающих прежде всего возможность подтверждения истинности сделанных в книге спорных заявлений, отнесения их к категории «обоснованных личных мнений» или доказывания наличия той или иной из предусмотренных законом привилегий, юристы HarperCollins вполне могут попробовать доказать, что издательство совершенно добросовестно было убеждено, что публикация была осуществлена в общественных интересах (s.4 UK Defamation Act 2013). Однако тут следует учесть не только совокупную юридическую мощь представляющих истцов фирм, но и тот факт, что в распоряжении, в частности, юристов Абрамовича имеется решение Высокого суда, вынесенное еще в 2018 г., в котором бывший российский банкир и сенатор Сергей Пугачев, которого широко цитирует Бэлтон в своей книге, охарактеризован как, мягко говоря, крайне ненадежный свидетель.

Репутационные споры в Великобритании, несмотря на очень высокий уровень ее судебной системы, достаточно слабопредсказуемы, крайне дороги и весьма опасны, причем для репутации как истцов, так и ответчиков, о чем свидетельствуют, например, недавние громкие дела с участием Меган Маркл и Джонни Деппа. Но сам факт, что истцы подобного уровня (не без совета своих юристов) решились на подобный шаг, который, вне всякого сомнения, вызовет огромное общественное внимание, все-таки свидетельствует об их реальных надеждах на выигрыш. В случае успеха они – кроме ничего не значащих для них денег и много значащих извинений – приобретут, во-первых, репутацию непримиримых и удачливых борцов с «очернением» российских бизнесменов, во-вторых, замечательный аргумент во всех последующих репутационных спорах, в-третьих, определенную защиту против вероятных санкций (по крайней мере, европейских). А также доходчиво предупредят всех желающих писать разоблачающие российских олигархов книги, что делать этого не стоит.