Бюджет плюс электрификация всего автотранспорта

Развить рынок электротранспорта без господдержки не получится
Доля мирового рынка электромобилей уверенно растет /Андрей Гордеев / Ведомости

Минэкономразвития планирует до 2030 г. выделить 418 млрд руб. на развитие электротранспорта. Пока Россия относится к группе стран с невысокими темпами сокращения количества автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и, соответственно, прироста электротранспорта. Однако, по оценкам BCG, можно ожидать снижения доли традиционных автомобилей с ДВС в стране с нынешних 97% до 55% в 2035 г.

Один из важных глобальных трендов, определяющих развитие экономики будущего, – так называемый энергопереход, т. е. переход к использованию более чистых, экологичных источников энергии. Важным элементом решения этой задачи является электрификация автотранспорта, что позволит существенно уменьшить загрязнение воздуха в городах. Сегодня в России рынок электрокаров крайне мал: в конце января 2021 г. число электромобилей перешло отметку в 10 000, это немного, хотя и вчетверо больше, чем три года назад. Но очевидно, что для России, как и для всего мира, переход от ДВС к электричеству лишь вопрос времени.

Доля мирового рынка электромобилей уверенно растет: в 2019 г. электротранспорт составлял 8% всего автотранспортного рынка, в 2020 г. уже 12%, и в 2021 г. мы продолжаем наблюдать уверенный рост. Учитывая внушительные темпы электрификации автотранспорта, эксперты BCG обновили прогноз по развитию и внедрению электротранспорта в мире. Следует ожидать, что уже через пять лет более половины мировых продаж легковых автотранспортных средств будет приходиться на электромобили. К 2035 г. автомобили с нулевым выбросом углекислого газа составят примерно 47% новых легковых транспортных средств, продаваемых по всему миру. При этом нужно понимать, что полный переход с ДВС на электричество не может быть одномоментным: в 2035 г., вероятно, до 70% эксплуатируемых транспортных средств все еще будут ездить на бензине или дизеле.

Мы можем утверждать, что Россия постепенно встает на тот же путь перехода от ДВС к электродвигателям, что и большинство стран мира. Внушительный рост доли электромобилей сегодня наблюдается в Китае (до +5% в 2020 г.), США и других странах, однако лидером по темпам электрификации автотранспорта остается Европа. Так, в Германии за последние два года продажи подзаряжаемых гибридных автомобилей выросли на 342%, автомобилей на аккумуляторных батареях – на 207%. Во многом это заслуга действующего экологического стандарта по выхлопным газам «Евро-6», а также анонсированного возможного запрета к 2030 г. продаж новых бензиновых и дизельных автомобилей. Важным фактором, поддерживающим темпы электрификации, являются также принятые в ЕС финансовые меры поддержки решений в пользу электротранспорта: электрокары и гибридные авто освобождены от регистрационного налога, налога с продаж или другого налогового сбора – в зависимости от решения конкретного государства. Кроме того, в Германии, в частности, общий бонус при покупке электромобиля составляет $4400, а в Великобритании – до $5600.

Важно понимать, что для развитого современного государства переход на электрифицированный транспорт – это не вопрос выбора. Это данность, к которой уверенно и достаточно быстро идет мировой авторынок. Мы просто должны быть готовы к тому, что в ближайшие 10–15 лет Россия вместе со всем миром постепенно пересядет на электромобили. Что может стимулировать развитие рынка электротранспорта в стране?

Прежде всего планомерное развитие инфраструктуры, создание удобной сети зарядных станций по всей стране. Ведь самый важный параметр развития – соотношение стоимости углеводородного топлива и электроэнергии – в России 3–3,5 раза лучше, чем в США, странах ЕС и Японии.

Следующий фактор – последовательная налоговая политика и господдержка. Ускорить темп развития сектора электротранспорта могла бы такая мера, как снижение ввозных налогов и налогов на владение на автомобили на электротяге. Опыт многих стран показал, что быстрое и успешное развитие электротранспорта на данном этапе возможно только при участии различных стимулирующих мер господдержки. Красноречивый пример – обрушение рынка электромобилей в Дании после отмены стимулирующих мер в 2015 г. Датский рынок электромобилей, один из крупнейших в Европе, в течение двух лет сжался более чем на 400%, после чего власти страны признали возможность вернуть некоторые меры поддержки электротранспорта.

Как правило, госполитика не ограничивается поддержкой выбора граждан в пользу электромобилей – вводятся также и ограничения на ДВС. Например, в Германии с 2018 г. введены запреты на использование некоторых типов дизельных автомобилей на определенных участках дорог. Похожие стимулирующие меры приняты и в США. Причем это не чрезвычайные меры, а закономерный этап внедрения любой инновации: со временем, когда общая стоимость владения электромобилем значительно снизится по сравнению с автомобилями на ДВС, их собственникам уже не будут нужны серьезные стимулы, чтобы сделать выбор в пользу экологичного автотранспорта.

Мы видим, что переход на электротранспорт находится в приоритете российской государственной повестки: уже был осуществлен ряд перспективных нововведений, способных стимулировать развитие российского рынка электротранспорта, особенно на региональном уровне. В Москве владельцам электромобилей разрешена бесплатная парковка, в Санкт-Петербурге электромобили освобождены от уплаты транспортного налога. Ту же меру планируется ввести в Дагестане, Башкирии, Забайкалье, Волгоградской области. Но меры поддержки требуют дальнейшего наращивания и масштабирования. Это не прихоть. Без такой поддержки на текущем этапе любая страна – и Россия не исключение – рискует потерять перспективный рынок. Наверстывать упущенное позже будет намного сложнее.